03.09.2007 Мода на составление родословных становится прибыльным бизнесом Генеалогические агентства становятся в стране не менее популярными, чем туристические. С начала этого года узнать о своем происхождении пожелали 10 тыс. человек. При этом в одной только Москве за последние шесть месяцев число «потомственных дворян» возросло в полтора раза. Слово «генеалогия», впрочем, как и его русский синоним «родословная», большую часть прошлого века не было в нашей стране в чести. В 1917 году фамильные корни россиян были сначала подрублены большевиками, а затем и оборваны самими жертвами уравниловки. Люди скрывали свое происхождение мало, что от властей, – от детей и внуков. Только четверть века назад россияне стали вспоминать о забытых ими предках. Интерес к генеалогии возник как реакция на опостылевшую уравниловку. Сегодня эксперты констатируют: в России поднимается новая волна интереса к генеалогическим исследованиям. Согласно опросу, 36% россиян знают свою родословную до прабабушек. 24% – до дедушек и бабушек. 5% – до седьмого колена, а 3% аж до самых Рюриковичей. Сотрудники архивов, оставшиеся было после развала СССР без работы, начали делать бизнес на интересе россиян к истории своего рода. Из нищих архивисты в мгновение ока превратились в успешных предпринимателей. В одной только Москве работают более 500 специализированных фирм. Ежегодно в них обращаются порядка 10 тыс. человек. И специалисты прогнозируют: это только начало настоящего фамильного бума. Компании, занимающиеся генеалогией, предлагают два вида исследований. Первый направлен на то, чтобы выяснить этимологию фамилии. По меркам генеалогического рынка такие исследования стоят копейки – в среднем 5 тыс. рублей. Второй вид исследований позволяет в деталях узнать историю своего рода. Поднять архивы, проанализировать места проживания предков и их социальный статус – все это будет стоить порядка 15 тыс. долларов. «Обычно мы исследуем восходящее родословное древо, отталкиваясь от известных фактов по отцу-деду-прадеду, – рассказал менеджер генеалогического агентства «Фэмили-Прожект» Ирина Благослева. – Поиск обычно проводится в центральных и областных государственных архивах. Многое зависит от сословия и места жительства предка клиента. Главные инструменты поиска – родословные книги, исповедальные ведомости, послужные списки. Наши специалисты выезжают в деревни и села, где когда-либо могли жить родственники клиента». Генеалогическое исследование можно провести по одной ветви (все мужские предки по линии отца или матери) или сразу по нескольким. Обычно число персонажей, упомянутых в развернутой родословной, не превышает 200–400 человек. Но есть случаи, когда в ходе исследования на ветвях фамильного древа оказывалось около 4 тыс. родственников. Полномасштабное исследование, когда клиент получает информацию о родственниках до 20-го колена, оценивается столичными генеалогами в 30–50 тысяч долларов. Поиск может занять от полугода до нескольких лет. Громкая фамилия является сегодня своеобразным пропуском в «высший свет» и большой бизнес. Поэтому люди готовы выкладывать десятки тысяч долларов за документ, подтверждающий их хотя бы отдаленную принадлежность к известным купеческим, дворянским, а то и царским родам. Генеалогические агентства нередко идут навстречу своим клиентам и в сжатые сроки находят затерянные архивные выписки, забытые фамильные гербы и экслибрисы, подлинность которых, впрочем, довольно сомнительна. За те деньги, которые платят щедрые клиенты за свое «благородное» происхождение, фирмы готовы придумать для них любую легенду. Между тем проверить достоверность таких исследований практически невозможно. «Многие фирмы прибегают к обману, но проследить род более чем на 100–150 лет очень трудно, – пояснил доктор экономических наук Никита Кричевский. – Паспорта всему населению России стали выдавать только после отмены крепостного права, а во времена революций потомки дворян старались всячески скрыть свое благородное происхождение. Почти все документы и книги были сожжены или утеряны. Клиенту достаточно, чтобы история его рода выглядела правдивой. Кто же будет проверять достоверность древа после третьего-четвертого колена?» С экономистами солидарны и юристы: привлечь к ответственности такие фирмы можно, но подобных процессов в России пока еще не было. Самыми частыми посетителями генеалогических агентств являются обладатели фамилии Романов. За сертификат о своем царском происхождении они готовы отдать буквально любые деньги. Иногда сумма доходит до нескольких сотен тысяч долларов. Специалисты подсчитали, что сейчас в России порядка 200 тыс. человек, носящих «императорскую» фамилию, и 70% из них когда-либо задумывались над своими «голубыми кровями». Впрочем, кроме тщеславия, заказчиками генеалогических исследований движут и прагматические интересы. Нередко люди выясняют происхождение своей фамилии, чтобы делать бизнес. Взять кредит, открыть свое дело человеку с дворянской фамилией куда проще, чем «какому-то там» Иванову или Петрову – такова уж психология общества. «Я пришел в исследовательское бюро несколько лет назад, когда мой первый бизнес перестал приносить доход, – поделился бизнесмен Аркадий Гаев. – Оказалось, что известная фамилия действительно «работает» на ее владельца. Когда мои клиенты узнавали, что я потомок приближенного к Александру III, то начинали уважать. Логика такая: потомственный дворянин имеет кодекс чести и мошенничать не будет». Настоящие потомки известных дворянских родов со скепсисом смотрят на разгорающийся в России фамильный бум. «Лично мне деятельность генеалогических контор кажется смешной, – рассказал потомок русского писателя Льва Толстого, проживающий сейчас в Париже, Александр Толстой. – Настоящим родственникам Рюриковичей, Шуйских и Пушкиных не требуются никакие дипломы – они сами знают о своих корнях, сами ходят по архивам, сами ездят в фамильные деревни и села. А то, чем занимаются сегодняшние «потомки», – это бизнес. На мой взгляд, строить свое имя на чужом – удел неуверенных в себе». |