31.08.2007  Цены на семечки разорят мелких производителей

   Неурожай подсолнечных культур в России и ближнем зарубежье в прошлом сезоне оставил производителей подсолнечного масла без запасов сырья. Неутешительный прогноз по урожайности на следующий сезон заставил крупные компании поднять закупочные цены на рекордный уровень — с 7 до 12—12,5 руб. за тонну подсолнечника. Участники рынка ждут перераспределения долей и разорения мелких и средних производителей.
   Простых потребителей ждет подорожание бутилированного масла как минимум на 50%. Подорожают также майонез, маргарин и другие продукты, где содержится подсолнечное масло.
   Рынок подсолнечного масла замер в ожидании. «Обычно в этот период цена за тонну семян подсолнечника держится на уровне 5—6 руб., в этом году у всех крупных компаний стартовая цена 12—12,5 руб. за тонну», — констатирует аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Алина Мирсагатова.
   Надеяться на импорт из стран СНГ не приходится: на Украине, например, урожай сократился на 2 млн т, до уровня 3,4—3,5 млн т, это не позволит стране отправлять сырье в Россию.
   Свою роль также сыграл возросший спрос европейских стран на масличные культуры, где они используются в качестве сырья для производства биотоплива.
   Практически все крупные производители масла перестали отгружать свою продукцию еще две недели назад, так как на складах не осталось товарных запасов, последняя компания прекратила поставки на этой неделе. «Сейчас делать масло просто нерентабельно, маржа производителей упала до нуля», — сетует директор по корпоративным вопросам компании «Бунге» Кирилл Болматов.
   По свидетельству участников рынка, в рознице уже начались проблемы с подсолнечным маслом: так, на Юге России ощущается острый дефицит продукта. Традиционного для начала сезона снижения цен в этом году не предвидится. Очевидно, что и цены на конечную продукцию повысятся, считают эксперты. Самый осторожный прогноз — для конечного потребителя масло подорожает на 50%. Однако спрос на подсолнечное масло останется на прежнем уровне, уверены игроки рынка, минимальное потребление в России составляет примерно 2,2 млн т, при этом в этом сезоне предприятия смогут произвести максимум 2 млн т.
   Участники рынка и аналитики считают, что рынок ждет перераспределение долей. В первую очередь пострадают мелкие и средние производители, которым придется уйти с рынка. «На рынке, скорее всего, останется 3—4 крупных игрока плюс несколько локальных производителей, закрывающих каждый свой регион. Остальным целесообразно уйти уже сейчас», — говорит представитель одного из крупных производителей подсолнечного масла.
   Скупки активов небольших компаний игроки не прогнозируют, по их словам, в стране уже сейчас в два раза больше производственных мощностей, чем необходимо для переработки урожая этого сезона.