30.08.2007  Кировская область: рост благосостояния привел к потребительскому буму

   По данным Кировстата, в январе-июле кировчане большую часть денег тратили на покупку непродовольственных товаров. Несколько лет назад сбыт крупной бытовой техники застопорился по той причине, что те, кто мог позволить себе сделать такую покупку раньше, уже обзавелись импортными холодильниками и стиральными машинами, а остальным такие покупки были не по карману. Теперь в магазины бытовой техники как раз и потянулась эта группа покупателей - сегодня их доходы позволяют сделать такие покупки. Резко возросли объемы продаж телевизоров, сотовых телефонов, компьютеров, особенно ноутбуков.
   За полгода в Кирове открылось сразу несколько крупных салонов по продаже иномарок, и торговля идет весьма неплохо. Раньше за ними ездили в Москву, Нижний Новгород, Казань. Теперь покупателей "с деньгами" стало столько, что иностранным фирмам выгоднее открыть дилерские центры в Кирове.
   Только ремонтом автотехники в Кировской области занимается более трехсот мастерских. А всего за год в регионе было отремонтировано более 130 тысяч автомобилей.
   Но еще больше удивляет резко возросшая тяга кировчан к кафе. С января по июль оборот общепита по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос более чем на треть. Теперь даже небольшие семейные торжества люди предпочитают проводить в кафе.
   Что любопытно, в этом отношении деревня не только не отстает от города, но часто и опережает его. Например, в сугубо сельскохозяйственных небольших Кикнурском и Сунском районах объем общепитовских услуг на душу населения намного опережает показатели областного центра. Юбилеи и свадьбы селяне все чаще проводят в местных столовых и кафе.
   Сказывается и еще один нюанс - потребкооперация в Кировской области, снабжающая сельскую глубинку всем необходимым (многие кафе в райцентрах принадлежат тоже ей), в отличие от многих других регионов, не только не умерла, но и активно развивается. Все последнее время она стабильно занимает второе место по России. Этому способствует и система региональных льгот для потребкооперации как социально значимой для региона структуры.
   Правда, торговля непродовольственными товарами в сельской местности отстает от городов, поскольку за крупной бытовой техникой и телевизорами селяне по-прежнему чаще ездят в город. Зато теперь не редкость "Мерседес" возле сельской калитки или спутниковая антенна на стене деревенского дома.
   Еще одна любопытная тенденция, которая также прослеживается в последнее время из года в год, - кировчане все реже делают покупки на рынках. Если четыре года назад рынки давали 12,5% всего торгового оборота, то в первом полугодии этого года цифра снизилась до 7,5%.
   Особенно это заметно по промышленным товарам. Если еще десять лет назад большая часть жителей областного центра одевалась на рынках, то теперь почти все кировчане идут в магазины. Они в последнее время все больше тяготеют к форме супермаркетов, где можно не только сделать покупку, но и посидеть в кафе и поиграть в боулинг.
   Тем не менее, как считают в управлении торговли и потребительских услуг при правительстве области, и мелкие "магазины у дома" также никуда не денутся, поскольку именно там проще купить продовольственные товары первой необходимости.
   Более высокими темпами, чем в прошлом году, развивается и рынок платных услуг. В январе - июле этого года их объем был на 11,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В первую очередь рост заметен по количеству новых парикмахерских, салонов красоты, соляриев. Как считают в управлении торговли и потребительских услуг при правительстве области, этому продолжает способствовать налог на вмененный доход, который только за один год вывел из "тени" в свое время разом 30 тысяч предпринимателей.
   “На территории Кировской области создаются благоприятные экономические условия для торговли и общественного питания, например, до максимально допустимого предела снижены налоги по этим видам деятельности на селе. В результате на предприятиях оптовой, розничной торговли и общественного питания занято более 110 тысяч человек, то есть почти каждый десятый житель области. А торговля является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики региона. Я думаю, эта тенденция сохранится и в будущем”, - комментирует Олег Колобов, начальник управления торговли и потребительских услуг при правительстве Кировской области.