29.08.2007  Коммерческий транспорт становится популярным в РФ

   Перспективы развития коммерческого транспорта в России обсудили участники международной конференции, состоявшейся в международном выставочном центре «Крокус Экспо».
   Открывая конференцию, главный редактор журнала «За рулем» Алексей Васин отметил, что рост автомобильных перевозок в России в 2007 году зафиксирован на уровне 10%, и вклад в него компаний среднего бизнеса неоспорим. Однако очереди на покупку грузовиков некоторых иностранных компаний растянулась почти на полгода, и поэтому наметившаяся тенденция переносить сборочные предприятия в Россию является крайне позитивной, считает А.Васин. Он намерен сделать конференцию по коммерческому транспорту регулярной, организовав таким образом рабочую площадку для обмена мнениями.
   Директор дивизиона «Автобусы» Группы ГАЗ Сергей Занозин заявил, что именно общественный транспорт является «лакмусовой бумажкой» для оценки общего состояния дел в этой сфере. Емкость рынка общественного транспорта представляется С.Занозину «серьезной» – в ближайшее время, по оценкам экспертов, спрос на этом рынке увеличится в два с лишним раза: в 2011 году рынку понадобится 29-30 тысяч автобусов всех классов.
   Сегодня уже отмечается ужесточение требований клиентов к автобусам: над административными факторами превалируют рыночные гарантии, доступность и удобство кредитно-лизинговых схем. На глазах изменяется структура спроса, ужесточаются и экологические нормы.
   К 2008 году, по словам С.Занозина, ГАЗ представит 24 новых модели автобусов – гамму, включающую весь сегмент автобусных перевозок, - классов «Турист», «Городской», «Пригород/Междугородный», «Троллейбус», «Спецмашина». В распоряжении ГАЗа уже сегодня находятся 40 сервисных центров по обслуживанию своих машин – сеть, охватывающая всю страну. На дивизион «Автобусы» работают 5 западных инжиниринговых компаний, основное же сотрудничество осуществляется с бразильской фирмой Marcopolo, с которой организовано совместное предприятие по выпуску трех видов автобусов. На предприятиях ГАЗа внедрена система «Бережливое производство», сообщил С.Занозин. Если раньше цех мог выпускать 40 автобусов в сутки силами восьмисот работающих, то сегодня он может выпускать 65 автобусов общим штатом в четыреста человек.
   «Мы продаем не автобусы, а решение транспортной проблемы», - заявил С.Занозин. Губернаторам, по его словам, следует принять несколько решений на уровне своего региона, а остальное поручить ГАЗу. Специалисты компании сосчитают пассажирский поток, создадут маршрутную сеть, поставят для нее автотранспорт и сдадут систему под ключ.
   В 2006 году ГАЗ продал 20 тысяч автобусов, что сделало его лидером продаж автобусов в России. Оборот ГАЗа превысил в 2007 году $800 млн, а в 2008 году приблизится к $1 млрд.
   Компания сейчас занимает 70% рынка стран СНГ и через 5 лет рассчитывает стать глобальной международной компанией с мировой долей, превышающей 50%.
   На сегодня парк автобусов в России насчитывает 400 тысяч единиц, 70% которого устарело: гарантийный срок службы российского автобуса не превышает двенадцати лет, а по европейским нормам – десяти, по истечении которых его эксплуатация запрещается законом. Автобусы составляют 85% общественного транспорта в городах и пригородах страны, они работают в 1120 городах и 80 тысячах населенных пунктов России, образуя маршрутную сеть в 9000 городских маршрутов и 15000 пригородных.
   Совершенствование этой системы не может быть осуществлено без тесного сотрудничества между государством, производителем и перевозчиком.
   Проблема транспортных пробок существует не только в Москве, поэтому, считает С.Занозин, необходимо реализовывать региональные програмы по развитию общественного транспорта. На сегодня государству, видимо, выгодно содержать армию «маршруток», каждая из которых приносит ее хозяину по 1000 рублей в день, не облагаемых никакими налогами, что составляет суммарно до $2,5 млрд в год. Лазейки в законодательстве позволяют нелицензированным видам транспорта проникать в Россию из-за рубежа: среди китайских автобусов лишь 2 вида имеют лицензии. Государство обязано сформировать единую и справедливую конкурентную среду для отечественных и зарубежных производителей, заявил С.Занозин.
   Василий Бойцов анонсировал открытие нового российско-японского совместного предприятия Isuzu ОАО «Северсталь-авто», директором которого он является, готового выпускать по 25 тысяч грузовиков в год. Производство будет размещено в Татарстане, в особой экономической зоне «Алабуга», где, по словам В.Бойцова, cуществуют «немецкие условия» функционирования бизнеса – дорожное покрытие европейского класса, прекрасная транспортная инфраструктура и многие другие сервисы, доступные по коммерческим расценкам.
   66% акций нового проекта принадлежит «Северсталь-авто», 29% - компании Isuzu, запуск производства намечен на первое полугодие 2008 года.
   По словам В.Бойцова, компания Isuzu начиналась как кораблестроительная и лишь в 1918 году выпустила первый грузовик. Isuzu позиционируется как компания региональная, выпускающая машины на внутренний рынок, однако вместе с тем является лидером продаж грузовиков грузоподъемностью до 5 тонн в США, а экспортирует свои машины в 130 стран мира. Продукция Isuzu особенно интересна малым предпринимателям, желающим пересесть с “Газелей” на более вместительные машины. “Изюминкой” Isuzu является доведение своих машин до региональных условий страны-покупателя. Isuzu, по словам В.Бойцова, сосредоточена в основном на производстве даже не самих грузовиков, а двигателей, которые используют такие производители как OPEL и Citroen. Соглашение на производство двигателей с Isuzu подписала даже японская компания Toyota, но ни у одной китайской компании, подчеркнул В.Бойцов, нет лицензии на двигатели Isuzu.
   В. Бойцов считает, что спрос на грузовики удвоится уже в ближайшее время, и самыми быстрыми темпами будет развиваться спрос на продукцию грузоподъемностью от 2,5 до 5 тонн: тарифы на железнодорожные перевозки неудержимо растут, и многие грузы скоро будут перевозиться с помощью тяжелых автомобилей. Isuzu "Северсталь-авто" планирует производить и такие модели, их грузоподъемность составит до 16,9 тонн (серии Е и С, серии F – до 15 тонн). Ценовая политика предприятия будет сохранять преимущества по отношению к ценам европейских производителей, заключил В.Бойцов.