22.08.2007 Всего 12% игрушек на прилавках - российского производства Проблема безопасности детских игрушек, произведенных в КНР, получила международный размах. Следом за США, где было изъято из продажи 1,5 миллиона "ядовитых" игрушек, санитарные власти Евросоюза решили тоже проверить на безопасность детскую продукцию, произведенную в Китае. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко распорядился изучить на предмет безопасности аналогичную продукцию, поступающую на российский рынок. Вместе с тем Г.Онищенко считает, что возникшая ситуация - хороший повод разобраться, что же собой представляет сегодня российский рынок игрушек в целом и отечественное производство в частности. Долю игрушек российского производства на прилавках страны эксперты оценивают как крайне низкую - всего 12%. Разразившийся скандал вокруг китайских игрушек может дать импульс развитию этой отрасли в России, считает президент Национальной ассоциации игрушечников Антонина Цицулина. Отечественные игрушки тщательно проверяются различными контрольными органами на всех этапах - от начала производства до момента попадания на прилавок магазина, так что их высокое качество и безопасность гарантированы. Проходит каждая отечественная игрушка и медико-психологическую экспертизу. Итак, качество и безопасность российских игрушек достаточно высокое. А вот количество, мягко говоря, хромает. Как говорят производители, связано это с тем, что магазины крупной сетевой розницы сотрудничают только с поставщиками, которые могут обеспечить очень широкий ассортимент товаров и дать при этом отсрочку платежа. Далеко не все отечественные производители могут позволить себе работать на таких условиях. По словам Антонины Цицулиной, игрушки в нашей стране делают около 200 предприятий, из них лишь 10% - крупные, 65% - мелкий и средний бизнес, остальные - микро. В торговых сетях российские производители очень слабо представлены при том, что могли бы составить конкуренцию иностранцам не только по качеству, но и по цене. Зато самым широким ассортиментом могут похвастаться мишки, куклы и машинки из азиатских стран (на европейские приходится тоже около 12% рынка). Основной поставщик, конечно, Китай, но выходят на авансцену и тайваньские, таиландские, гонконгские производители. Планирует стать мировым лидером по производству игрушек и Индия - недавно там принята правительственная программа по развитию отрасли. “И Россия должна сделать то же самое, - считает Антонина Цицулина, - тем более что ситуация этому вполне благоприятствует. Если в результате скандала вокруг китайских игрушек инвесторы и власти обратят внимание на наших производителей, игрушечная отрасль очень быстро возродится”. Возникает вопрос: а что сейчас мешает отечественным производителям игрушек наращивать обороты? “Все дело в том, что игрушечной отрасли в нашей стране как таковой не существует, - объясняет Цицулина, - потому и нет какой-либо государственной поддержки. Развитие идет хаотично”. В российском классификаторе по видам экономической деятельности игрушки занесены в графу "прочее" под кодом 35.60. А легкая промышленность, к которой по идее должно относиться производство мягких игрушек, числится за номером 17.19. В результате, если, к примеру, и выделяются деньги на поддержку легкой промышленности, производителям игрушек они не могут "перепасть" по определению. Есть и еще одна проблема - у нас почти нет высококвалифицированных специалистов-игрушечников. Единственный в стране институт игрушки закрыт. Остался только колледж в Сергиевом Посаде. Один на всю страну. Директорам предприятий всему приходится учиться на практике. В марте 2007 года прошел конгресс производителей детских товаров. Его участники обратились в правительство с просьбой не разобщать производителей игрушек по сырьевому признаку, а выделить их отдельной строкой. "Только после внесения изменений в классификатор по видам экономической деятельности мы сможем претендовать на поддержку государства по уже существующим программам", - говорит Цицулина. Но пока вопрос не решен. Наряду с этим хочется отметить, что потенциал у российских производителей достаточно высок. Уже сегодня крупные компании принимают участие в международных выставках игрушек, продукция многих из них идет в западных странах "на ура". А это значит, что даже несколько знаков внимания со стороны властей выведут отрасль на новый уровень. |