20.08.2007  Большие траты малых турфирм

   
   Туристической отрасли России в этом году коснулись глобальные перемены. И не все они оказались теплыми и дружественными для малых компаний. Для некоторых фирм новые правила игры стали не просто холодным душем, а настоящим смерчем. Все законодательные нововведения больно ударили по бюджету малых компаний. Из-за увеличения расходов большая часть малых фирм будет вынуждена покинуть операторскую деятельность, став рядовыми дилерами-агентами. Простых же потребителей ждет удорожание путевок.
   Законодательные новинки в этом году утяжелили бюджет малых туристических компаний как минимум на 200-250 тыс. рублей.
   Самым больным местом малых туристических агентств стало введение финансовых гарантий. И все вроде бы правильно: нет у компании средств на компенсацию своих обязательств - страховая компания или банк оплатят клиенту все претензии.
   Только одно "но". И заключается оно в том, что все страховые или гарантированные выплаты банку или страховой компании туристической фирме все равно придется возвращать, за исключением тех случаев, когда компания попросту обанкротилась. А между тем сам страховой взнос в случае успешной деятельности компании, исполнения ею всех договорных обязательств ни страховая компания, ни банк не вернут. Более того, цена страховки или гарантии в следующем году только повысится. Если в этом году страховой сбор на страхование или гарантирование гражданской ответственности варьировался в пределах от 50 до 175 тысяч рублей, в следующем году он может увеличиться вдвое: от 100 и до 350 тысяч.
   Кому это на руку? Только крупным туристическим операторам и агентам. Они страховых взносов ни коммерческим банкам, ни страховым компаниям не платят: А банки и страховщики так рады заполучить крупных клиентов, что страхуют и гарантируют "крупняков" бесплатно.
   Очередным грузом стало введение бланков путевки "ТУР-1". До 1 сентября турфирмы обязаны успеть приобрести новые бланки, отвечающие всем рекомендациям Ростуризма. Новая туристическая путевка - не просто листочек с фирменным логотипом. Это ценный бланк со специальными голографическими или прочими спецзащитами от подделок. Полиграфическую продукцию такого качества под силу напечатать только трем типографиям Гознака (в Москве, Санкт-Петербурге, Перми) и еще 17 ведомственным. При минимальной партии в 100 тысяч экземпляров бланк обойдется турфирме в 35 рублей. Если же агентство закажет меньший размер партии, себестоимость бланка повысится уже до 70-75 рублей.
   Согласно закону о защите прав потребителей, турист теперь имеет право практически в любой момент отказаться от путевки, расторгнуть с агентством договор и потребовать вернуть деньги за отдых. Для крупных агентств это не смертельно. За счет потока огрехи "размажутся", и убытки станут незаметны. Другое дело - маленькая компания.
   Не скроешь от клиента теперь и свои прибыли. Согласно новым правилам агент по требованию клиента обязан показать свои договоры с операторами. Так что клиент может всегда узнать, сколько на нем заработал агент: какие бонусы, скидки и другие комиссионные он получил от туроператора.
   И еще одна новинка для малой компании - билет на самолет должен быть выдан клиенту не позднее чем за 24 часа до вылета. Иногда это невозможно просто физически. Билеты выписывают авиакомпании или крупные операторы, потом их передают операторам, а те - агентам: Как все будет выглядеть на деле - не понимает ни один из участников туррынка.
   Непонятна также и обязанность агента по снабжению туриста всей необходимой информацией о поездке и турпродукте. Благодаря неясностям и недомолвкам недобросовестные туристы получили очередной шанс возвращать деньги за турпродукт даже после того, как благополучно отдохнули за рубежом.
   Единственный плюс новинок - это уголовная ответственность за увод клиентов.
   Теперь вся персональная информация о клиентах - это юридически охраняемая тайна, не являющаяся собственностью работников турфирмы. За "увод" клиентской базы менеджер может быть привлечен к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.
   В целом же для того чтобы быть самостоятельной туристической компанией - оператором, малая фирма должна иметь серьезную финансовую базу. У большинства малых туристических компаний денежные накопления есть, но не в таком размере, чтобы вести независимый бизнес. Поэтому большая часть малых фирм покинет операторскую деятельность, став рядовыми дилерами - агентами.
   По словам Марины Саушкиной, председателя Комитета по туризму Московской ассоциации предпринимателей,
   Сейчас многие компании заняли выжидательную позицию - полный анализ изменений рынка предстоит сделать после окончания летнего сезона, в сентябре. Однако первые выводы уже очевидны.
   До вступления в силу изменений в закон "Об основах туристической деятельности" на рынке туристических услуг было зарегистрировано, по одним данным, 15 тысяч фирм, имеющих туроператорскую лицензию, по другим - чуть больше 10 тысяч фирм.
   Сейчас, по данным Ростуризма, зарегистрировано в реестре около 3,5 тысячи фирм, 830 из которых занимаются внутренним туризмом. По прогнозам Ростуризма, в реестре будет зарегистрировано 5 тысяч фирм.
   В любом случае это существенное сокращение участников рынка. И, естественно, это прежде всего компании малого бизнеса. Ситуация может еще измениться к концу года, когда гарантии будут переоформляться, и их размер увеличится вдвое. Равные гарантии в 10 млн для крупных фирм и для малых ставят их в неравные условия.
   Многие фирмы - представители малого бизнеса - поставлены в условия выбора: или объединяться между собой, или присоединяться к крупному бизнесу, теряя при этом свою независимость.