15.08.2007  Сезонность бизнеса заставляет транспортников придумывать схемы диверсификации

   
   По словам участников рынка, рост спроса у автоперевозчиков начинается в марте. Вторая волна спроса появляется после майских праздников, и количество заказов остается стабильно высоким до сентября-октября. Поздней осенью, зимой и весной в слякотное время наступает затишье. Летний всплеск позволяет транспортным фирмам увеличивать обороты. Правда, пользуются сезонностью и борются с ней все по-разному.
   По словам Максима Гаврилова, генерального директора ООО "М Комфорт", в летний период количество заказов фирмы увеличивается на 50%, вырастает и загруженность водителей. Для руководства компании и для персонала это скорее положительный момент. "У нас зарплата зависит от процентов, поэтому наши водители стараются выполнить как можно больше заказов, таким образом, мы не отказываемся от клиентов. Если же не хватает своих водителей, тогда привлекаем частников или нанимаем дополнительных водителей. Цену на услуги летом не поднимаем, у нас в этом нет необходимости: оборот и так растет за счет увеличения объемов". Зимой штат, набранный летом, не сокращается, у фирмы остаются постоянные заказчики - сетевые магазины. Таким образом, летний ажиотаж помогает расширению бизнеса.
   Другой способ уравновесить сезонность - диверсификация бизнеса. "У нас два направления бизнеса, - рассказывает Евгений Заикин, заместитель директора ООО "Такелажные работы", - за счет этого у нас постоянно стабильный доход: во время праздников новогодних или майских, когда наступает затишье в грузоперевозках, появляется много заказов по такелажным работам". По словам Евгения Заикина, практически все компании повышают летом цены примерно на 15%, но не для того, чтобы увеличить оборот, а для того чтобы безболезненно уменьшить поток клиентов и не работать в режиме "перегрузки".
   Есть сезонное повышение цен и в пассажирских перевозках, объем которых летом возрастает примерно в 2 раза. По словам менеджера одной из туристических фирм, занимающихся отправкой туристических автобусов в Финляндию, зимой автобусы ходят иногда наполовину пустые, зато летом туристы записываются за неделю. "Фирмы, у которых мы арендуем автобусы, это знают, поэтому в туристический сезон цены на аренду повышаются, - делится представитель турфирмы, - соответственно повышается и стоимость нашей услуги примерно на 30%. Как правило, к концу сезона цены вновь возвращаются на прежний уровень".