14.08.2007  Сочи ожидает олимпиада бутиков

   Олимпиада превратит Сочи в дорогой круглогодичный курорт. Продавцы предметов роскоши построят в городе улицы бутиков в расчете на чиновников и богатых людей, которые боятся ездить за границу из-за языковых и юридических проблем.
   Пополнить запас бриллиантов и модных дизайнерских платьев можно было в Сочи и раньше. Сейчас в черноморском городе есть четыре крупных бутика, принадлежащих Яне Рудковской, продюсеру певца Димы Билана и жене владельца «Интеко-Агро» Виктора Батурина. Очень скоро Рудковской, являющейся на сегодняшний день фактическим монополистом на рынке роскоши Сочи, придется потесниться.
   К 2014 году Сочи должен стать новым островком роскоши наравне с двумя столицами. О своем выходе на рынок Сочи уже открыто заявили два главных игрока российской luxury-индустрии – Mercury и Bosco di Ciliegi. Bosco di Ciliegi, генеральный партнер Олимпийской команды России, уже в 2008 году откроет люксовый универмаг в здании Морского вокзала в Сочи, обновленного после шестнадцатилетней реконструкции. Директор по связям с общественностью Bosco di Ciliegi Ольга Юдкис рассказала, что в крупном торговом центре будут представлены практически все бренды Bosco, которые есть в Москве, кроме того на территории Морвокзала откроются рестораны и фитнес-центры.
   Крупнейший ритейлер luxury-товаров группа Mercury, владеющая правами в России на бренды Prada, Armani, Dolce & Gabbana, Tiffany, Bvlgari и другие, построит к 2014 году в Красной Поляне Sochi Luxury Village, аналог рублевской Barvikha Luxury Village. В поселке Эсто-Садок на 8 гектарах планируется построить пятизвездный отель, рестораны и бутики.
   Однако единственная на сегодняшний день владелица дорогих мультибрендовых бутиков Яна Рудковская конкуренции не боится. Первый ее бутик La Scala открылся в 2003 году. За четыре года сеть разрослась до четырех бутиков в Сочи и двух в Краснодаре, в ближайшее время Рудковская планирует открыть в олимпийской столице еще два бутика.
   Владелец продуктового бутика «Специко», открывшегося в Сочи месяц назад, напротив, пока не ощущает на себе последствий олимпийского чуда, но надеется, что в перспективе торговля наладится. Александр Сандульский, собственник магазина, говорит, что идея открыть подобный магазин назрела давно, но запускать проект не решался, опасаясь нехватки спроса. Начал он с того, что поставлял элитную гастрономическую продукцию в дорогие сочинские рестораны. Но пока в Сочи нет постоянной люксовой клиентуры. «Если брать действительно эксклюзивные магазины, то таких мест в Сочи единицы», – говорит Сандульский.
   Завсегдатаями сочинских бутиков вряд ли станут местные жители. Пока магазины привлекают в основном зевак. Настоящих покупателей в них встретишь нечасто и немного.
   Luxury-рынок традиционно опирается на достаточно узкий круг богатых людей, способных потреблять эксклюзивные дорогие товары. По оценкам маркетингового агентства Symbol marketing, сейчас примерно 1% от населения российской столицы отоваривается в бутиках. У московских бутиков не более 100 тыс. клиентов, лишь половина из которых покупают дорогие вещи постоянно, рассказывают эксперты Symbol marketing.
   Главными потребителями luxury-брендов являются, согласно тезисам исследования агентства Magram Market Research, в основном бизнесмены и чиновники, реже деятели шоу-бизнеса и культуры. Однако к 2014 году такие потребители будут появляться в Сочи чаще.
   «Строительство дорогой недвижимости идет полным ходом», – говорит первый вице-президент по стратегическому развитию риэлтера Blackwood Михаил Гец. В Сочи будут ездить те, кто владеет дорогой недвижимостью. Приедут в Сочи и те, кто боится заграницы, предпочитая отдых в своей языковой среде, а также те, кто подпадает под категорию «невыездных», но состоятельных людей.
   По мере того как будет увеличиваться число люксовых ритейлеров, в городе появятся и модные торговые зоны. Уже сейчас те немногие бутики, которые есть в Сочи, расположены в основном на центральных улицах и набережной.
   По мнению Геца из Blackwood, дорогие торговые коридоры появятся как в Красной Поляне, так и в самом Сочи. Разделяет это мнение и эксперт Fashion Consulting Group. «В Сочи выделятся отдельные «люксовые» зоны, типа роскошной зоны частных домов и пляжей Palm Beach в Майами, но, как и в Майами, это не будет занимать все побережье», – отмечает Анна Лебсак-Клейманс.
   Этим планам может помешать рост цен на сочинскую недвижимость. Уже сейчас в среднем жилье и земельные участки в Сочи подорожали на 30-50%. «Есть марки, которые хотят выходить в Сочи, но ставки арендной платы в городе достаточно высокие, по некоторым параметрам сравнимы с московскими», – рассказывает замдиректора отдела стратегического консалтинга и оценки компании Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева.
   По подсчетам Fashion Consuting Group, российский рынок luxury увеличивается на 12-15%, а в отдельных товарных группах и на 25% в год. Оценки объемов рынка различны. Специалисты Symbol marketing оценивают этот показатель в 2,5 млрд евро ($3,4 млрд). Тогда как по оценкам Magram Market Research объем рынка luxury в России составляет примерно $5-7 млрд. Для сравнения, мировой рынок товаров класса люкс в 2006 году, по данным Symbol marketing, оценивается в 160 млрд евро ($219 млрд). Самым крупным является рынок США – $71 млрд.
   Пока значительная часть состоятельных людей предпочитает покупать дорогие вещи в Европе. По данным Symbol Marketing, в Москве все стоит в среднем в 1,5-2 раза дороже, чем в Лондоне, Париже, Милане или Флоренции.