13.08.2007 Ивановская область: концепцию развития потребительского рынка нужно доработать Концепция развития потребительского рынка в регионе до 2010 года рассматривалась на заседании правительства Ивановской области. Казалось бы, строящиеся крупные торговые центры, приход в регион российских сетевых компаний, появление новых предприятий общественного питания должны свидетельствовать о бурном развитии и самодостаточности потребительского рынка. Но такое впечатление обманчиво. Яркая воодушевляющая картинка не всегда может стать иллюстрацией сухих фактов статистики. Свой доклад начальник областного департамента экономического развития Владимир Соков начал именно с цифр: без анализа состояния потребительского рынка невозможно и перспективное планирование. Несмотря на ошеломляющие темпы роста розничного товарооборота (по этому показателю Ивановская область в ЦФО уступает только Москве), состояние потребительского рынка региона оставляет желать лучшего. По обороту розничной торговли на душу населения наш край занимает одно из последних мест в Центральном федеральном округе. Причем если среднестатистический житель областного центра в год тратит на покупки около 40 тысяч рублей, то в Ивановском районе эта сумма едва превышает 5 тысяч рублей или 400 с небольшим рублей в месяц. На что этих денег может хватить? "Уравновешивает" дисбаланс только то, что большинство селян за крупными покупками ездят в Иваново. Продовольственные товары по-прежнему пользуются у людей большим спросом, чем непродовольственные, то есть основная часть семейного бюджета уходит на еду. Небогатое население области не может позволить себе многих радостей жизни, оттого и сферы бытового обслуживания и общественного питания развиваются не так быстро, как хотелось бы. Сейчас в регионе работает около тысячи столовых, баров, кафе и ресторанов, в общей сложности рассчитанных на 45 тысяч посадочных мест. Кроме того, имеется 1200 предприятий бытового обслуживания. Однако предприниматели предпочитают "селить" свой бизнес в крупных городах (оно и понятно). На сегодняшний день в сельской местности есть множество населенных пунктов, которые не охвачены даже выездной торговлей. Однако и кажущееся изобилие торговых центров обманчиво. В Иванове ощущается острая нехватка коммерческой недвижимости. Губернатор предположил, что правительство области зря понадеялось на руководство муниципалитетов в вопросах развития торговли. Казалось бы, эта деятельность должна быть одной из самых инвестиционно привлекательных, так как способна быстро приносить прибыль. Тем не менее далеко не все цифры в отчетах могут порадовать. В администрацию областного центра были переданы десятки предложений от инвесторов, но в разработке находятся единицы. Возможно, иногородний капитал Иванову не нужен, но почему тогда пустующие на рынке ниши не занимают местные предприниматели, задался вопросом губернатор. Он предположил, что для стимулирования торговли придется создавать областные программы. На изучение этого опыта и доработку концепции развития потребительского рынка департаменту экономического развития отведено 2 недели, сообщает «Ивановская газета». |