13.08.2007  Бензин не будет дорогим, уверяют участники рынка

   Приближающаяся осень не вызовет роста цен на бензин, уверяют эксперты и участники российского розничного топливного рынка. О предстоящей стабилизации цен на топливо недавно говорил исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, а в минувшую пятницу аналогичное мнение высказал и президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.
   По их словам, внутренний рынок сейчас достаточно привлекателен для поставок нефтепродуктов, поэтому дефицита топлива, который наблюдался несколько лет назад, ждать не стоит. «Сегодня объективных причин для всплеска цен на бензин на внутреннем российском рынке нет, они останутся такими же, - заверил журналистов г-н Шмаль. - Снизить цены на бензин и дизельное топливо в ближайшем будущем не получится, а сделать их стабильными и не повышать вполне возможно». Правда, по его мнению, во многом это будет зависеть «от продуктивного диалога между производящими топливо компаниями и государством».
   Бензиновая тема традиционно поднимается правительством в конце лета, перед началом массовых сельхозработ, когда цены на топливо начинают ползти вверх вслед за ростом спроса и стоимости нефти. Последние два года чиновникам удавалось договариваться с нефтяными компаниями о сохранении текущих цен на заправках. Во многом это объясняется тем, что самим нефтяникам подобные решения были достаточно выгодными, поскольку позволяли фиксировать цены осенью на пике роста.
   В этом году ситуация, скорее всего, повторится. В конце июля на заседании комиссии по ТЭК, где в основном речь шла о строительстве нефтепровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана, Михаил Фрадков уже пригрозил нефтяникам найти более жесткие методы борьбы с высокими ценами на топливо. По мнению экспертов, в этом году чиновникам также не составит труда договориться с нефтяниками о фиксировании цен на топливо.
   «Это вполне возможно, - уверен г-н Шмаль. - Для этого, безусловно, нужна встреча. Но, насколько мне известно, ЛУКОЙЛ уже заявил о том, что повышать цены не будет. А если к нему присоединится «Роснефть», государственная компания, то я думаю, что и все остальные компании вряд ли будут заинтересованы повышать цены». При этом он отметил, что подобное соглашение окажет благоприятное влияние на стабилизацию рынка.
   В ответ, по мнению г-на Шмаля, правительство может пересмотреть некоторые вопросы налогообложения: «В структуре цены на бензин в России примерно 60% приходится на налоги, тогда как в США - 23%. Для нас это плохо, потому что тем самым мы задираем стоимость бензина. Государство может понизить цену на бензин, снизив налоги».
   Правда, в самих компаниях мнения насчет фиксации цен разделились. Если ЛУКОЙЛ неоднократно подчеркивал, что готов и в этом году обсуждать такую практику, то «Роснефть» отмечает, что видит в подобном подходе нарушение принципов конкуренции. «Мы рыночная компания и действуем в рамках ценовой конъюнктуры. Наша задача - увеличение прибыли для акционеров, а фиксирование цен - это совершенно нерыночный метод», - говорит представитель компании.
   Впрочем, скорее всего, кардинальных мер в ближайшее время не потребуется. В этом году цены на бензин вели себя спокойно. По данным «Росстата», с января по июль стоимость основных марок бензина в России увеличилась лишь на 0,5-0,7%. А в Москве и Московской области наблюдалось даже некоторое падение, особенно на Аи-95.
   Если подобная тенденция, как уверяют гг. Шмаль и Сергиенко, сохранится, то нефтяникам и правительству можно будет с чистой совестью докладывать народу об эффективности диалога бизнеса и власти.