08.08.2007  Профсоюзы должны учиться жить в новых условиях

   Участники круглого стола «Профсоюзы в условиях рынка: сегодня и завтра», состоявшегося 8 августа в здании РАМИ РИА «Новости», считают, что роль профсоюзов в быстро меняющихся экономических условиях должна быть более активной.
   Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, в связи с недавней забастовкой рабочих АвтоВАЗа в Тольятти, заметил, что она свидетельствует о следующем шаге становления в России рыночной экономики.
   "Мы считали, что рыночная экономика - некий неизменный акт Творца, а меж тем в нем существуют фазы, в том числе такая, когда должны оформиться отношения между рабочим классом и бизнесом", - сказал он.
   Рабочее движение, по его словам, появилось не сейчас - еще в 90-е гг. перекрывалась Транссибирская магистраль, люди протестовали против невыплаты зарплаты. Но это еще была кризисная фаза развития экономики, и бастовали тогда на государственных предприятиях, а на частных таких случаев почти не было: зарплата там была несколько выше, но и законы там не действовали, работодатель сам определял, что ему соблюдать, отметил Е.Ясин.
   Сегодня наиболее сильные выступления проходят на сравнительно успешных предприятиях, часто с участием иностранного капитала (как на «Форде» во Всеволожском районе Ленинградской области), а до этого – на «Сургутнефтегазе» и «Норильском никеле». Рабочее движение является исключительно важным фактором, игнорировать который нельзя, считает Е.Ясин.
   «Борьба будет обостряться, потому что рост зарплат в бюджетной сфере – экономически нездоровое явление - может довольно скоро прекратиться, но это благо. Если есть давление на предпринимателя, начинает действовать нормальный экономический механизм, и задавить эти моменты в зародыше мы не имеем права, мы должны лишь избежать излишних конфликтов, ввести эти процессы в законное правовое русло», – добавил он.
   Важно и то, что возглавляют выступления рабочих заново созданные профсоюзы, находящиеся в конкурентных отношениях с официальными. В дальнейшем, считает Е.Ясин, нужно помочь этим организациям вступить между собой на каком-то этапе в конкурентные отношения, чтобы они не ослабляли российскую экономику, а развивали ее.
   Что касается забастовки на АвтоВАЗе, то завод понёс в 2007 большие потери, отметил Е.Ясин: в этом году впервые объем продаж иномарок превзошёл объем продаж отечественных машин. Нарастает и «китайский фактор»: машины, выпущенные в Китае, стоят $3- 4 тыс., что заметно подорвет конкурентоспособность российского автопрома уже в ближайшее время. Автомобили АвтоВАЗа сейчас покупают в основном бедные потребители, считает Е.Ясин.
   «Увеличение производительности труда – дело бизнеса, нельзя перекладывать его на плечи рабочих! В ближайшие годы мы должны в 4-5 раз увеличить производительность труда практически во всех значимых секторах производства! На сегодня она увеличена лишь в розничной торговле благодаря появившимся недавно розничным сетям. Увеличение производительности труда – вопрос конкурентоспособности нашей страны, вопрос жизни и смерти. Сна на печке не получится», - уверен Е.Ясин.
   Разговоры о социальной ответственности и социальных пакетах, по его мнению, "игры". Известно, что в интересах рабочих – побольше получать и поменьше работать, а в интересах предпринимателя – побольше выжать из нанятой рабочей силы. Поэтому в целях увеличения производительности труда профсоюзам следует заняться обучением рабочих и инженерных кадров, повышением квалификации как рабочих, так и менеджмента. Если работа будет вестись в правильном направлении, рабочие станут вновь доверять профсоюзам. И если этого не сделает ФНПР, этим займутся другие, считает Е.Ясин.
   Проректор ГУ-ВШЭ, директор Института управления социальными процессами ВШЭ Татьяна Четвернина еще раз подчеркнула тот факт, что выступление на АвтоВАЗе организовано «низовыми» профсоюзами и вызвано низкой заработной платой, появлением специфической группы «недовольных рабочих», а также просчётами менеджмента компании в области социальных программ. Факторами, обеспечившими успех забастовки, Т.Четвернина считает потребность в сохранении имиджа «цивилизованной компании» и поддержку со стороны международных профсоюзов, которые в данном случае блюдут прежде всего свои интересы. Тенденция сегодняшнего дня в том, что компетенция традиционных профсоюзов частично переходит к менеджменту компаний.
   Генеральный директор Учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов Владимир Наумов попытался оспорить суждение Е.Ясина о роли традиционных профсоюзов в недавних событиях. По его словам, ФНПР в течение долго времени проводит работу по решению проблемы повышения зарплат, о чем свидетельтствуют документы Шестого съезда ФНПР. Фактически посыл Е.Ясина выглядит призывом к незаконным действиям со стороны рабочих, тогда как забастовки в России вне закона, и их участникам грозят вполне определенные санкции со стороны руководства компаний. В.Наумов выразил желание, чтобы «низовые» профсоюзы решали проблемы своих подопечных вместе с традиционными профсоюзами, имеющими опыт борьбы за права трудящихся.
   Заместитель председателя Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР) Ирина Леденева отметила, что ситуация в различных отраслях производства весьма напряженная. Часто, по ее словам, выступления организуются именно низовыми профсоюзами и в основном по причине низких заработных плат.
   «Если мы правовое государство, надо действовать по закону, то есть гарантировать людям, выходящим на улицу, организующим пикеты, что их, например, не посадят в кутузку на пять дней. На предприятиях горно-металлургической отрасли присутствует «бешеный» перекос зарплат: оклады инженерно-технических работников разнятся в десятки раз!» – отметила И.Леденева.
   Обвинения в том, что профсоюзы «раскачивают лодку», неверны в корне. И.Леденева считает, что любое повышение зарплаты автоматически означает рост доходов в местные бюджеты.
   Генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики Олег Куликов отметил, что обязательства сторон при переговорах на тему повышения заработной платы должны быть встречными, а не односторонними - то есть как со стороны работодателей, так и со стороны рабочих. И основываться они должны на трех целях развития: росте производительности, росте зарплаты и «креативе».
   «Просто увеличить зарплату – это дорога назад!» - считает О.Куликов.
   По его мнению, иностранные компании не идут на АвтоВАЗ потому, что рынок объективно оценивает уровень квалификации тольяттинских инженеров и рабочих. Давление же на бизнес со стороны законодателей создает в целом негативный фон, и страдают от этого те, кому и так плохо.
   О.Куликов считает, что в секторе автомобилестроения присутствует своеобразная динамика трудовых ресурсов, и судить о ней следует всесторонне, учитывая, что «15 тысяч рублей в Москве и, например, в Рубцовске – это две большие разницы. Нельзя строить отношения с рабочими в регионах исходя из положения в Москве. Шантаж за столом переговоров неконструктивен».
   Генеральный директор аналитического агентства «Нью Имидж» Евгений Минченко полагает, что выступление рабочих АвтоВАЗа не укладывается в советский стереотип «хороших рабочих и плохих капиталистов». Он обвинил некоторых рабочих лидеров Тольятти в том, что они пытаются восстановить свое влияние, будучи вытесненными из менеджмента и даже баллотируясь на пост мэра города. Требование повысить зарплату в два-три раза Е.Минченко считает необоснованным, поскольку всеволожские «форды» куда востребованнее тольяттинских «лад», и по западным стандартам в Тольятти должно быть в пять раз меньше рабочих. Масштабы выступлений в Тольятти Е.Минченко считает несопоставимыми с тем вниманием, которое им оказала пресса. Число протестовавших, по его словам, не превышало 150 человек.