08.08.2007  Спасение мерчендайзинга от налога на прибыль

   Многие поставщики уже свыклись с мыслью, что за «место под солнцем» в торговой сети нужно платить, причем немалые деньги. Конечно, на эти цели можно пожертвовать часть чистой прибыли, как того требуют налоговики. Но надо ли? Ведь, обернув абстрактные формулировки законодательства в свою пользу, на сумму «входного» платежа вполне можно уменьшить налогооблагаемую прибыль.
   Как известно, дабы реализуемый продукт красовался в «раскрученных» магазинах, что, несомненно, увеличит объем продаж, нужно осуществить немалые денежные вливания в пользу этих самых торговых организаций. Проплачиваются, как правило, следующие услуги:
   – «вступительный взнос» (заключение договора поставки);
   – поставка во вновь открывшиеся магазины торговой сети;
   – включение товарных позиций в ассортимент магазинов;
   – размещение товаров на полках («золотая» и «серебряная» полки);
   – выкладка товаров по определенной схеме (мерчендайзинг).
   Бухгалтеру, естественно, все эти платежи нужно «разложить по полочкам», чтобы в результате получился «стройный» отчет. Итак, в бухучете отражение таких издержек осуществляется следующим образом. В соответствии с пунктами 5, 7, 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» затраты в виде оплаты (за вычетом НДС) в адрес розничной торговой сети принимаются в качестве коммерческих расходов и в последующем увеличивают себестоимость товаров. Для учета издержек обращения в торговых организациях, коими и являются вышеуказанные траты, планом счетов (утв. приказом Минфина от 30 октября 2000 г. № 94н) предусмотрен счет 44 «Расходы на продажу». Напомним, что признать эти затраты в составе текущих расходов можно лишь при наличии соответствующих первичных документов.
   С точки зрения налогообложения, «вступительные взносы» и оплата «художественной» выкладки носят весьма сомнительный характер. Вполне вероятно, что контролеры посчитают, что такие платежи не отвечают принципу экономической обоснованности (п. 1 ст. 252 НК). И, с одной стороны, их можно понять. Дело в том, что в соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса, по договору поставки фирма обязуется передать в обусловленный срок собственные или закупаемые ею товары покупателю для дальнейшего использования. При этом затраты продавца в виде платы за сам факт заключения с ним контракта не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли. Следовательно, списать их в указанных целях нельзя.
   Если взглянуть на этот вопрос под другим углом, то можно прийти к выводу, что фактически вышеперечисленные услуги торговая сеть оказывает сама себе и их оплата поставщиком, по сути, бессмысленна. На это не раз обращали внимание и чиновники (письма Минфина от 17 октября 2006 г. № 03-03-02/247, от 3 октября 2006 г. № 03-03-04/1/677; письмо УФНС по г. Москве от 4 мая 2006 г. № 20-12/36664@). В частности, контролеры настойчиво утверждают, что траты продавца в пользу покупателя (в данном случае имеются в виду магазины) за поставку продукции во вновь открывшиеся точки торговой сети, а также за включение позиций в ассортимент и размещение товаров на определенных полках, не могут быть учтены в составе расходов при определении базы по прибыли.
   На первый взгляд, может показаться, что ситуация безвыходная и компании придется платить «за вход» из собственного кармана. Но проблем с учетом рассматриваемых затрат все же можно избежать, если правильно составить сопутствующие документы. Именно формулировка последних играет решающую роль для поставщика.
   Например, согласно подпункту 27 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса в состав прочих расходов можно включить затраты на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров. С оказанием таких услуг отождествляется понятие «маркетинг» (письмо ФНС от 20 февраля 2006 г. № ММ-6-03/183@). Именно под оплату маркетинговых услуг можно подвести вступительные взносы, перечисления за поставки товаров во вновь открывшиеся магазины, а также включение позиций в ассортимент, предлагаемый торговыми сетями. Исходя из этого, дабы лишний раз не «дразнить» ревизоров, в контракте с покупателем формулировку «вступительная плата» нужно всего-навсего заменить на «маркетинговые услуги». Более убедительным будет выглядеть дополнительный договор на оказание услуг по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка. Такая формулировка ближе к тексту Налогового кодекса и не вызовет нареканий у проверяющих.
   При этом предмет договора может быть сформулирован следующим образом.
   Пример 1
   1. Предмет договора.
   1.1. Исполнитель обязуется провести для Заказчика изучение:
   – потребительского спроса населения по товарам, аналогичным товарам Заказчика;
   – осведомленности потребителей о продукции Заказчика;
   – покупательских привычек и предпочтений потребителя.
   1.2. Исполнитель обязуется провести статистический анализ результатов исследования и передать их Заказчику.
   Что касается обеспечения условий для привлечения внимания посетителей магазинов к определенному товару, то тут допсоглашение тоже не помешает. В этом случае действия торговой сети могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК). Эксперты журнала «Московский бухгалтер» отмечают, что затраты по ним могут уменьшать прибыль в пределах норматива, установленного пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса. Такой точки зрения придерживаются и финансисты (письмо Минфина от 22 мая 2007 г. 03-03-06/1/286).
   В этом случае предмет договора может быть указан следующим образом.
   Пример 2
   1. Предмет договора.
   1.1. В соответствии с договором Исполнитель обязуется оказать услуги по привлечению внимания к товарам Заказчика:
   – установить в помещении торгового зала магазина рекламные стенды Заказчика;
   – разложить брошюры и каталоги Заказчика с указанием ассортимента поставленных товаров;
   – развесить в торговом зале магазина плакаты с изображением торгового знака Заказчика;
   – рядом с каждым видом продукции Заказчика обеспечить постоянное наличие информационных листовок с описанием свойств товара;
   – оказывать другие услуги рекламного характера по согласованию с Заказчиком.
   Вместе с тем оформления соглашения о проведении исследования конъюнктуры рынка и продвижении товаров недостаточно. Понесенные затраты можно учесть при налогообложении прибыли только в том случае, если оказание услуг будет подтверждено документально (п. 1 ст. 252 НК). В качестве доказательства могут выступать акты, отчеты, аналитические таблицы, справки, оформленные в соответствии с отечественным законодательством. Некоторые требования к подобным «оправданиям», например, выставил Минфин в своем письме от 5 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/170. Так, финансисты считают, что в подтверждающих документах должны быть подробно отражены факты выполнения исполнителем взятых на себя обязательств. При этом лучше всего заранее прописать в соглашении порядок составления и представления отчетности об оказанных услугах.
   Пример 3
   В мае 2007 г., помимо договора поставки, ООО «Продукт» были заключены с торговой сетью «Продуктовый рай» договоры на оказание услуг по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка и на продвижение своих товаров. Услуги были выполнены в июне 2007 г. Их стоимость по первому договору составила 283 200 руб. (в том числе НДС 18% – 43 200 руб.). По второму договору фирма заплатила сети 56 640 руб. (в том числе НДС 18% – 8640 руб.). За полугодие выручка ООО «Продукт» составила 5 160 000 руб. Стороны подписали акты выполненных работ. Заказчик получил счета-фактуры.
   В бухгалтерском учете ООО «Продукт» сделаны следующие проводки:
   Дебет 44 Кредит 60
   – 240 000 руб. – оказаны услуги по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка;
   Дебет 44 Кредит 60
   – 48 000 руб. – оказаны услуги по продвижению товаров;
   Дебет 19 Кредит 60
   – 51 840 руб. – отражен НДС, предъявленный по договорам оказания услуг;
   Дебет 68 Кредит 19
   – 51 840 руб. – принят к вычету НДС;
   Дебет 60 Кредит 51
   – 339 840 руб. – оплачены оказанные услуги.
   Стоит обратить внимание, что рекламные расходы в полной мере уменьшают прибыль, так как укладываются в норматив (1% от выручки): 5 160 000 руб. х 1% = 51 600 руб. > 48 000 руб.
   НДС также принимается к вычету в полной сумме (п. 7 ст. 171 НК).