06.08.2007 Пермская область: общепит Березняков «впадает в детство» В сфере общественного питания в Березниках заметное оживление. С начала года в городе появилось семь новых заведений общепита: в основном это фаст-фуды, ориентированные на посетителей со средним достатком – кафе, кофейни, закусочные. Между тем за весь прошлый год в Березниках в сфере общественного питания случилось только три «премьеры». По информации отдела потребительного рынка администрации Березников, сейчас в городе работает 44 заведения общественного питания, а в ближайшем будущем с вводом в эксплуатацию нескольких новых торговых комплексов, в которых предусмотрено открытие «ресторанных двориков», это число значительно увеличится. Одновременно с ростом рынка общепита в Березниках наблюдается и тенденция к развитию новых форматов. Детское кафе «Хорошее место» приняло первых посетителей несколько дней назад. Это новый проект ООО «Лапландия», которому принадлежит березниковская сеть блинных эконом-класса «Масленица». Новое заведение также ориентировано на клиентов с невысоким доходом: средний размер чека в «Хорошем месте» равен 80-90 рублям. Кафе предлагает своим маленьким гостям специальное детское меню и возможность поиграть на большой игровой площадке. Кроме того, в ближайших планах компании – организация ежедневных развлекательных программ для детей. До сих пор в близком к этому формате в Березниках работали только два заведения общественного питания – ресторан Southern Fried Chicken пермской группы компаний «Алендвик» и пиццерия «Мармеладный кот». С некоторой натяжкой их можно было отнести к детским: Chicken предлагает маленьким посетителям услуги игровой комнаты, а «Мармеладный кот» заработал репутацию «детского кафе» из-за яркого оформления помещения. «Откровенно говоря, изначально мы не планировали делать упор на эту возрастную категорию, - сообщила владелица «Мармеладного кота» Олеся Пальцева. - Но березниковцы стали воспринимать нашу пиццерию как детское кафе. Мы пошли навстречу и стали добавлять к блюдам забавные игрушки, интересные детали. По сути дела, формат заведения сформировался в соответствии с ожиданиями потребителей». Спрос на семейные заведения общественного питания в Березниках действительно устойчиво высок: об этом говорят практически все руководители местных заведений фаст-фуд. Два «условно детских» кафе не справляются с количеством посетителей - «Мармеладный кот» рассчитан на 50 посадочных мест, Chicken может одновременно принять около 180 человек. Хотя оба этих заведения отстоят друг от друга всего на 250 метров, по словам их руководителей, с проблемой конкуренции они не сталкиваются. Однако многообещающий формат долгое время развивался весьма медленно. Причину своей «неторопливости» сами рестораторы объясняют спецификой «детского» направления. Окупаются такие заведения дольше, чем обычный фаст-фуд: последний обычно делает ставку на «быструю еду» и доходы от продажи спиртного. В детское кафе посетители приходят надолго, из крепких напитков заведение может предложить своим взрослым посетителям в лучшем случае слабоалкогольные коктейли, и цены здесь не должны быть слишком высокими: по мнению коммерческого директора ООО «Лапландия» Татьяны Лапиной, средний размер чека в детских заведениях не должен быть выше 90-150 рублей. Кроме того, необходимо закладывать дополнительные расходы на организацию развлекательных программ, меню в кафе для детей должно составляться с учетом требований диетологов, а с общим дефицитом квалифицированных кадров на рынке общественного питания обеспечить высокое качество вдвойне сложно. Наконец, березниковских предпринимателей до сих отпугивала как раз неосвоенность этого сегмента: несмотря на существующий спрос, традиции посещать детские кафе в Березниках пока нет. «Воспитывать» потребителя придется тем компаниям, которые пришли на рынок одними из первых. «Чтобы понять, как развивать «Хорошее место» дальше, нам нужно определить «масштаб» спроса, - объясняет Т.Лапина. - Это произойдет, когда березниковцы привыкнут к новым возможностям, которые дает им детское кафе, и захотят ими пользоваться». Несмотря на все трудности, «детское» направление остается перспективным, а появление нового игрока только стимулирует его развитие. Владельцы местных кафе прогнозируют, что сегодняшний уровень – это далеко не предел. По словам О.Пальцевой, «в городе уже сейчас целесообразно открывать минимум два-три аналогичных заведения. Для всех найдется посетитель, и владельцы будут работать не в убыток, может быть, тогда появится и нормальная конкуренция». И даже если в ближайшем будущем Березники не смогут похвастаться развитой сетью детских кафе, то игровые комнаты во «взрослых» заведениях начнут появляться точно, считает Т.Лапина. |