03.08.2007  Орловская область: предпринимательская инициатива - двигатель торговли

   Кромской район всегда выделялся на фоне остальных сельских территорий области предпринимательской активностью жителей.
   Сегодня в торговом бизнесе поселка Кромы переплелись интересы и местных, и орловских, и московских коммерсантов.
   Трасса Москва - Харьков, вдоль которой располагаются Кромы, с точки зрения бизнеса, всегда была конкурентным преимуществом этой территории.
   Желающих открыть бизнес в таком доходном месте не переводится, но, по словам главы администрации поселка В. Крючкова, многим приходится отказывать: свободных участков земли вдоль трассы практически нет, все уже или застроено, или выкуплено. Поэтому постепенно бизнес начинает двигаться в глубь поселка.
   Именно предпринимательская инициатива стала двигателем торговли в Кромах.
   Поданным статистики, на долю малых предприятий и ИП приходится свыше 40% оборота розничной торговли в районе. В конкуренции с ними проигрывают и рынок, и потребительская кооперация, где в прошлом году обороты упали. В самих Кромах эта тенденция проявляется довольно наглядно. В то время как райпо закрывает магазины или сдает их в аренду, предприниматели строят новые современные объекты. На площади Освобождения вырос целый торгово-развлекательный квартал из двухэтажного торгового центра и двух кафе.
   Владелец одного из кафе -москвский бизнесмен.
   На местный потребительский рынок активно выходят и орловские предприниматели - в Кромах уже есть магазины сетей "Сберегайка" и "Бежин луг". И новые форматы торговли здесь не в диковинку - в поселке два магазина самообслуживания. Сегодня в Кромах можно купить практически все (в том числе по заказу), а мебель, сложную бытовую технику - в кредит. Ассортимент продуктовых магазинов довольно разнообразен, но преобладает продукция из Курска, Брянска, Белгорода, Москвы, Липецка. А вот брэнды орловских товаропроизводителей на кромских прилавках встречаются редко. Покупатели все чаще предпочитают магазины рынку. Тем более что он в поселке один и выглядит по сравнению с магазинами непрезентабельно: большая неухоженная территория с рядами палаток, обнесенная забором. Сейчас рынок принадлежит райпо, а когда-то был муниципальным. Кстати, именно на рынке торгует большинство из почти двух сотен местных предпринимателей.
   Многие предприниматели отмечают, что по сравнению с 90-ми сегодня работать сложнее: "Выручка уменьшается - конкуренция сбавляет цену. Если раньше спокойно можно было получать 100% прибыли, то сейчас 20-30% считается уже хорошо".
   Еще один фактор - покупательная способность населения. В Кромах зарплаты невелики, средняя по району составляет примерно 5500 рублей. Жители поселка нередко уезжают на заработки в Москву.
   Взаимоотношения с поселковой администрацией у предпринимателей складываются вполне нормально. В.Крючков ими тоже доволен: новые магазины и кафе становятся украшением поселка, а предприниматели всегда откликаются на просьбы помочь в проведении поселковых мероприятий. Возможно, это связано с тем, что малому бизнесу и поселковой власти делить особо нечего. ЕНВД - основной налог, который платят коммерсанты, в поселковую казну не попадает, а целиком уходит в район.
   А проблемы у предпринимателей начинаются совсем на другом уровне. Например, когда при строительстве магазина требуется проект. Это серьезные дополнительные финансовые затраты. Плюс длительные процедуры согласования в многочисленных инстанциях в Орле.
   К банковским кредитам кромские предприниматели пока относятся настороженно и, если есть возможность, стараются "крутиться на свои".
   Опасается малый торговый бизнес и очередных изменений в налоговой политике, от которых ожидает только роста налоговой нагрузки. И в этом кромские предприниматели не одиноки. Эти опасения разделяют и их коллеги из других районов и городов области.