03.08.2007  Первая грузовая

   РЖД лишилась большей части специализированных грузовых вагонов, участвующих в конкурентных перевозках. Теперь ими распоряжается «Первая грузовая компания», на днях она получила регистрацию в ФНС. Уже в 2008 году компания выйдет на IPO, а всего «отделение рельсов от вагонов» принесет к 2010 году в отрасль до 200 млрд рублей.
   «Первая грузовая компания» (ПГК) официально зарегистрирована в налоговом ведомстве. По данным РЖД, на момент создания компания оценивается примерно в $5 млрд. Во главе ее встанет вице-президент РЖД Салман Бабаев. Уставный капитал составит 86,6 млрд рублей.
   В качестве основного учредителя РЖД получает 100% минус одна акция новой компании, вторым собственником (одна акция) стала некоммерческая организация «Желдорреформа».
   IPO «Первой грузовой» состоится уже в 2008 году, сообщил глава РЖД Владимир Якунин. Продано будет 15% акций компании. «Размещаться будем сначала на отечественной бирже, в дальнейшем – посмотрим», – отметил Якунин.
   За счет первичного размещения ПГК выполнит свою основную цель: обновление подвижного состава и укрепление позиций РЖД на рынке.
   ПГК выделена в качестве оператора железнодорожного состава, за РЖД остается статус перевозчика с выполнением обязанностей, возлагаемых на него транспортным законодательством. Всего грузовая компания получит около 200 тыс. грузовых вагонов, из них 65% – уже к 2008 году, а остальное – к 2009-му. Преимущественно это будет специализированный состав: цистерны, цементовозы, минераловозы, зерновозы, дозаторы, также порядка 75 тыс. универсальных полувагонов.
   «Главный принцип – мы полностью забираем только тот парк, которому на рынке уже есть реальная конкуренция, – объясняет Салман Бабаев. – Кроме того, у специализированных перевозок выше доходность и понятный, ограниченный круг клиентов, хорошо нам знакомых».
   «Первая грузовая компания» – это визитная карточка реформирования 2007 года», – уверен президент РЖД Владимир Якунин. Реформа предусматривает организационное отделение перевозочной деятельности от инфраструктуры, чтобы избежать монополизма в потенциально конкурентном секторе перевозок.
   Всего из РЖД решено выделить две грузовые компании и одну пассажирскую. По оптимистичным подсчетам, это позволит привлечь к концу 2010 года в сферу железнодорожного транспорта до 200 млрд рублей.
   Сроки и порядок образования второй грузовой компании будут определены после окончательного формирования первой. Вопрос же о создании федеральной пассажирской компании, которая будет осуществлять перевозки в дальнем следовании, будет обсуждаться в 2008 году.