02.08.2007  Новый закон о рынках не оставляет лазеек для недобросовестных продавцов

   
   Вступивший в силу закон о рынках, созданный для наведения порядка в местах розничной торговли, уже сократил их число в разы.
   В системе торговли создано новое звено - управляющие компании (УК).
   Именно на них возложена отныне вся ответственность за происходящее на рынках. С них можно будет спрашивать за порядок.
   А навести его прежними способами оказалось непростым занятием. Это стало очевидно в ходе реализации национального проекта "Развитие АПК", когда аграрии стали жаловаться на невозможность довести урожай до прилавка из-за диктата полукриминальных посредников, контролирующих потоки товаров на рынках.
   Управляющими компаниями по закону могут быть только юридические лица, поэтому сразу же после обнародования закона многие рынки предпочли преобразоваться в торговые комплексы.
   По словам Павла Гальченко, директора одного из рынков Вологды, за переоформлением в ООО сразу же последовало увеличение налоговых выплат - минимум на треть. Однако на этом траты собственников только начались.
   Чтобы УК могли получить разрешение на работу своих рынков, они должны соответствовать требованиям закона. А их немало. В местах розничной торговли следует организовать охрану, уборку и дезинфекцию, обеспечить условия по снабжению электроэнергией, теплом и водой. Кроме того, на рынках должна быть оборудована лаборатория ветеринарной и санитарной экспертизы, оформлены карточки продавцов с фотографией и схемой расположения их торговых мест, вывешена информация - сколько есть в наличии свободных мест торговли, и так далее.
   До 2010 года все рынки должны быть заведены в капитальные строения.
   Понятно, что не все готовы пойти на такие крупные траты. В руководстве "Вознесенского базара" в Иванове, где работает полторы тысячи торговцев, считают требования непомерными и подумывают над вариантом перехода в другое место.
   Этот же пункт новых правил вывел на улицы десятки торговцев в Ярославле - они годами расходовали личные деньги на создание крытых киосков, на различные сборы, а теперь могут потерять рабочие места.
   Законодатель очень серьезно позаботился не только о здоровье, но и о физической защите покупателя. Для получения паспорта безопасности рынка - а без него УК не выдают разрешения на работу - в его штате отныне должны быть работники, в обязанности которых входит проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий терактов. УК должны разработать инструкции по действию службы охраны и работников по предупреждению терактов, а также схемы оповещения органов власти, схемы эвакуации населения.
   На рынке должна быть предусмотрена защита систем энергоснабжения, водоснабжения, канализации, вентиляции, отопления от несанкционированного доступа посторонних лиц. Плюс должны быть: медпункт для оказания экстренной медпомощи, помещение для контролирующих органов и множество инженерно-технических средств охраны и защиты. Это ограждения, сигнализация, система связи и оповещения, видеонаблюдение, стационарные и ручные металлодетекторы, досмотровые интроскопы, средства локализации взрыва, системы принудительной остановки автотранспорта, газоанализаторы.
   Последние требования заставили поволноваться руководство рынков - где им взять столько средств сразу на покупку спецтехники? К тому же нигде в торговле - ни в супермаркетах, ни в торговых центрах - таких мер не предусмотрено, почему же рынки должны тратиться на дорогое оборудование?
   Согласившись с этими доводами, власти регионов и муниципалитетов вместе с милицией пошли на смягчение требований безопасности.
   Но и в усеченном виде новые правила отпугнули от работы на рынках многих собственников. Не столько из-за расходов - по словам директора ярославского МУП "Заволжский рынок" Владимира Неуступова, на создание схем размещения торговых мест, оформление карточек продавцов, покупку программного обеспечения и прочее было потрачено не более сотни тысяч рублей. Это практически не отразилось на стоимости аренды торговых мест, а значит, и на ценах товаров. Главными раздражителями стали высокая ответственность за все, что происходит на территории, нежелание нескольких владельцев объединяться в одну УК. Поэтому руководители стали искать возможности для ухода из-под действия закона. Но 271-й закон сильно ограничил беглецов.
   Министерство экономического развития дало разъяснения спешащим отказаться от названия "рынок", но сохранить при этом прежние формы работы. Так, простая смена названия на торговый комплекс или центр, складское помещение или что-то подобное не освобождает от действий закона.
   В нем под рынком понимается имущественный комплекс, имеющий в своем составе торговые места, где продаются товары (выполняются работы, оказываются услуги) "на основе непосредственно определяемых свободных цен".
   Нельзя спрятаться и за названиями "мелкооптовый" и "оптовый рынок": с точки зрения законодателя не имеет значения, в каких количествах продаются товары. Нет возможности уйти от закона и владельцам магазинов и киосков внутри рынков, а также тем рынкам, где собственниками строений являются несколько лиц: всем имуществом должна владеть одна УК, а как собственники договорятся между собой - это их личное дело.
   Не укрыться и тем, кто сдавал раньше продавцам в аренду земельные участки. Теперь можно только предоставлять торговые места по договору.
   Наличие ценников (то есть фиксирование цены) тоже не выход - оно не является препятствием для определения окончательной цены товара, которая может отличаться от указанной на ценнике.
   Однако ничто не мешает рынкам становиться ярмарками - их деятельность регулируется региональными и местными властями, новый закон на них не распространяется.
   Часть не прошедших сито закона мест розничной торговли так и сделает, говорят в департаментах торговли Ярославской и Ивановской областей. А во Владимирской, по словам директора регионального департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг Валерия Скорика, и вовсе 50 из 55 рынков стали ярмарками.
   В результате обнаружилось, что статус рынков оставят лишь незначительной части прежних мест розничной торговли. В Вологодской области на начало года было 92 розничных рынка, в план попали 50 рынков, а разрешения получили на начало этой недели - 26. В Ивановской области было 65 рынков, в план вошли 29, а сколько из них начинают сегодня работу - пока не ясно. До последнего довели подачу бумаги в Ярославской области. Из 75 рынков на январь, в план попали - 65, из них сегодня заработают только 42.
   Сокращение не пугает чиновников. По словам специалиста экономического управления администрации Вологды Евгении Получистовой, раньше не было четкого понятия, что такое рынок, и ими назывались все места розничной торговли. А их в большом количестве создавали во времена дефицита, чтобы насытить спрос населения. Вышли десять бабушек с картошкой и ягодами - вот и рынок. Сегодня большой потребности в их товарах люди не испытывают, а санитарные требования сплошь и рядом нарушаются.
   В план же попали те рынки, руководство которых намерено обзавестись капитальным строением, если его нет, а местные власти высказались за сохранение такой точки.
   В Ярославской области, по мнению директора регионального департамента торговли и услуг Веры Шемякиной, нет цели ликвидировать рынки или перевести их в ярмарки.
   По статистике, в 2006 году оборот розничной торговли в области вырос до 51,88 миллиарда рублей, в среднем на каждого жителя пришлось 39 тысяч рублей покупок. При этом на рынках человек покупал товаров лишь на 6,7 тысячи рублей, в то время как еще несколько лет назад люди покупали там треть необходимых товаров.
   А число рабочих мест на рынках Ивановской области за последние годы уменьшилось с 14,85 тысяч до 12 тысяч.
   Оставшиеся рынки в регионах будут преимущественно универсальными - в них товаров одного класса (или сельскохозяйственная, или промышленная продукция) должно будет продаваться не более 80 процентов.