02.08.2007  Тюмень: прошла забастовка частных пассажироперевозчиков

   В среду частные автоперевозчики Тюмени провели забастовку, потребовав от городских властей либо отменить льготы на проезд в коммерческом транспорте, введенные мэрией с 1 августа, либо увеличить компенсации за льготников.
   В начале июля дума Тюмени приняла решение о введении льготного проезда в коммерческом транспорте для пенсионеров, школьников и студентов: с 1 августа 2007 года пенсионеры могут бесплатно ездить в частных автобусах, а студенты и школьники получить скидку — 50% и 80% соответственно. Взамен городские власти предложили частникам заключить договоры субсидирования, согласно которым из бюджета Тюмени в индивидуальном порядке (при расчетах учитываются конкретный автобус на конкретном маршруте) выделяется компенсация.
   У частных перевозчиков решение городских властей вызвало протест. «Представьте ситуацию: из 100%, проезжающих в одном моем автобусе, 70% — студенты. Если они воспользуются льготой и купят проездной, то кого я буду возить? А мэрия готова мне компенсировать за один автобус лишь 80 рублей в день, которые заложены в бюджет, и то не сразу, а лишь спустя месяц», — отмечает владелец одного из частных предприятий, обслуживающего 2 маршрута. По его словам, в среднем в день на маршруте продается порядка 600 билетов. «Мы требуем от мэрии более четкого определения порядка выплаты компенсаций», — рассказал другой участник забастовки.
   Как сообщили перевозчики, горадминистрация предложила предпринимателям заключить договоры на субсидирование. Однако, уверяют владельцы автобусов, был предложен «непонятный порядок расчетов и низкие суммы выплат». Поэтому некоторые предприниматели отказались подписывать договоры и уведомили мэрию, что проведут акцию протеста, когда решение о введении льготного проезда вступит в силу.
   По словам очевидцев, забастовка водителей автобусов началась в час пик — рано утром, когда на маршрут не вышли около 100 частных автобусов. Этого оказалось достаточно для того, чтобы в городе случился транспортный коллапс: выделенных муниципальных автобусов не хватило, чтобы развезти всех пассажиров с окраин в центр города вовремя. Маршрутные такси шли переполненными. Штрейкбрехерам, которые все же решились выйти на маршрут, бастующие коллеги разбивали стекла или прокалывали шины, утверждают очевидцы.
   В мэрии акцию протеста перевозчиков называют «задержкой выхода автобусов на маршруты в центральной части города», отрицая, что это была полномасштабная забастовка. В то же время в мэрии прошло совещание под руководством мэра Евгения Куйвашева, на котором была выработана линия поведения с забастовщиками. «Недовольство водителей связано не с коммерческими убытками, а с необходимостью обеспечить прозрачность в финансовой деятельности. В настоящее время существовала практика, когда в автобусах оставался черный нал, который распределялся между водителем и кондуктором. Нововведение это исключает», — убежден источник в мэрии, присутствовавший на совещании. В результате чиновники приняли решение выставить ультиматум забастовщикам: если акция протеста не прекратится, то мэрия разрывает контракты на обслуживание маршрутов с теми, кто принимает в ней участие. «У нас уже есть договоренность с автобусами из соседних городов, они выйдут на маршруты вместо забастовщиков», — подчеркнули в администрации Тюмени. Альтернативным вариантом разрешения конфликта в мэрии также называют скорое введение электронного билета, что позволит учитывать реально количество льготников, воспользовавшихся услугой. По мнению властей, такой учет позволит четко определить размер выплат транспортникам и сделать систему перевозок максимально прозрачной.