23.07.2007  Обзор московского рынка кисломолочной продукции

   Как говорится в «Обзоре московского рынка кисломолочной продукции», подготовленном компанией CVS Consulting и предоставленном RUSSIAN FOOD & DRINKS MARKET, в ноябре 2006 года в рамках проекта «Молочное здоровье» CVS Consulting провела опрос потребителей кисломолочной продукции.
   Опрос потребителей проводился методом личного интервью в местах продаж кисломолочной продукции. Общее число респондентов составило 1074 человек. Целью исследования стало изучение потребительских предпочтений при выборе кисломолочных продуктов.
   Анализ данных, полученных во время опроса, показал, что кисломолочная продукция пользуется стабильным потребительским спросом. Так, кефир ежедневно пьют 29% опрошенных. Такая же доля москвичей употребляют этот напиток 2-4 раза в неделю. Сметану каждый день едят 9% участников опроса, а от 2 до 4 раз в неделю - 32% респондентов. Творог входит в ежедневный рацион 12% москвичей, еще 25% опрошенных едят этот продукт не реже 2-4 раз в неделю. Что касается йогуртов, то этот продукт часто - каждый день и 2-4 раза в неделю - потребляют соответственно 38 и 25% опрошенных.
   Как показали результаты опроса, в зависимости от возраста респондентов наблюдаются существенные различия в потреблении традиционной и относительно недавно появившейся на отечественном рынке кисломолочной продукции.
   Представители средней возрастной категории - от 30 до 40 лет - покупают традиционные кисломолочные продукты чаще, чем молодежь. Так, 27% опрошенных в возрасте от 30 до 40 лет часто - не реже 2 раз в неделю - потребляют кефир. Далее, в возрастной группе старше 40 лет, ежедневное потребление кефира плавно растет, а потребление 2-4 раза в неделю стабилизируется на уровне 34-35%. Потребительская же аудитория в возрасте до 20 лет пьет кефир значительно реже - только 17% опрошенных данной возрастной категории употребляют этот напиток каждый день.
   Что касается такой продукции, как сметана и творог, то в возрастной категории до 50 лет ее потребление растет постепенно, а затем значительно увеличивается. Причем творог пользуется наименьшей популярностью у молодых участников опроса, в то время как 60% респондентов старшего поколения - в возрасте старше 50 лет - употребляют этот продукт часто. Аналогичная ситуация складывается и в сегменте сметаны.
   Показатели по потреблению кефира, сметаны и творога значительно превышают показатели по потреблению молока. Так, по данным опроса, в мае 2006 года, 22% опрошенных не покупают молоко, а 21% его не пьют. Подавляющее большинство тех, кто пьет молоко - 42% - отдают предпочтение продукции отечественного производства. Это подтверждают и потребительские пристрастия по маркам молока - 4 бренда из пятерки лидеров имеют российские корни.
   Однако, как показали исследования, с каким бы доверием потребители ни относились к бренду, при выборе кисломолочных продуктов они в первую очередь обращают внимание на дату производства и срок хранения - так ответили соответственно 39,1 и 36% опрошенных. На марку при покупке ориентируются 22% респондентов.
   Немаловажным при выборе кисломолочной продукции является тип упаковки - не последнюю роль при покупке она играет для 10% респондентов. По мнению москвичей, упаковка должна быть надежной и удобной в применении.
   Если говорить о типе упаковки для разных видов кисломолочной продукции, то для сметаны наиболее удобным считается пластиковый стаканчик, который выбирают почти половина опрошенных - 49%. Кефир москвичи предпочитают покупать в картонной асептической упаковке и ПЭТ-бутылке - так ответили соответственно 39 и 27% респондентов. Йогурты в основном приобретаются в пластиковых стаканчиках и ПЭТ-бутылках - соответственно 37 и 34% ответов.
   По мнению специалистов CVS Consulting, результаты исследований позволяют сделать прогноз о том, что в течение ближайших 10 лет потребительские приоритеты могут значительно измениться. Можно предположить, что произойдет сокращение потребления традиционных кисломолочных продуктов на 10-15%. Некогда нетрадиционные для России кисломолочные продукты уже вышли на первое место, потеснив привычные прежде для россиян кефир или сметану.