17.07.2007  Снимут ли с памятников "наружку"?

   Сразу два законодательных органа - Совет Федерации РФ и Московская городская дума - выступили с инициативой запретить распространение наружной рекламы вблизи памятников культурного наследия, городских достопримечательностей, на территории историко-культурных заповедников и т.д., имеющих федеральное, региональное и местное значение.
   Мосгордума поддерживает законопроект, внесенный на ее рассмотрение Комитетом по культурному наследию Москвы, в котором Москомнаследие предлагает изменить статью 40 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
   Необходимость запретить установку рекламных конструкций на культурных и исторических памятниках московские законодатели объясняют тем, что любое подобное действие "наносит вред объектам культурного наследия и представляет угрозу их целостности", а также "нарушает архитектурно-художественный облик как самих объектов культурного наследия, так и внешний архитектурный облик сложившейся застройки".
   При этом вывески органов государственной власти и вывески, содержащие информацию о изготовителе или продавце и их адреса, предлагается размещать не выше первого этажа зданий, находящихся под охраной государства.
   В свою очередь инициативная группа Совета Федерации РФ, состоящая из его председателя Сергея Миронова, сенаторов Сергея Гордеева (от Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) и Оганеса Оганяна (от Пермского края), посчитала нужным внести изменения не в закон "Об объектах культурного наследия...", а непосредственно в Федеральный закон "О рекламе". Авторы законопроекта согласны с доводами своих московских коллег, которые приводят в пример крупнейшие города мира, где давно уже существует запрет на "наружку" в исторических центрах мегаполисов. Однако они предпочли не просто ограничиться предупреждениями в адрес нерадивых рекламодателей, а максимально исключить любые возможности обойти закон.
   Поэтому кроме поправок в Закон "О рекламе" члены Совета Федерации предлагают изменить статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По сути, законодатели вносят предложение ужесточить ответственность за нарушение Закона "О рекламе", в том числе увеличить штрафы за размещение наружной рекламы на объектах культурного наследия. Граждан предлагается штрафовать на 2 - 3 тысячи рублей, должностных лиц - на 5-25 тысяч рублей, юридических лиц - на сумму от 50 тысяч до 1 миллиона рублей.
   Кроме того, в число нарушителей законодатели записали не только рекламодателей и рекламораспространителей "наружки", но и тех лиц, с которыми заключен договор на установку рекламной конструкции, а именно собственника земельного участка, здания или арендатора, доверительного управляющего.
   Ужесточения коснулись и Закона "О рекламе". Миронов, Гордеев и Оганян считают, что запрет на размещение рекламных конструкций следует ввести не только в отношении памятников, уже имеющих соответствующий статус, но и тех объектов, которые еще проходят историко-культурную экспертизу. Также авторы законопроекта предлагают запретить рекламу на памятниках, которые в настоящий момент находятся на реконструкции, реставрации, даже если ремонтные работы временно приостановлены.
   Инициатива представителей Совета Федерации РФ выглядит более убедительной, нежели аналогичный законопроект Комитета по культурному наследию Москвы, который, по мнению некоторых экспертов, может быть по-разному трактован, а потому с легкостью обойден.
   Меры, предлагаемые сенаторами, с одной стороны, могут существенно осложнить жизнь рекламодателям, но, с другой стороны, помогут вернуть Москве и другим историческим центрам России свой архитектурный облик, а городские власти стимулировать на развитие местного туризма и на решение более насущных задач, нежели пополнение местных бюджетов за счет торговли рекламными площадями.