16.07.2007  Санкт-Петербург: тормозной путь маршруток

   Решать за потребителя, что ему выбирать, а также кому и сколько платить, - ради этого, как известно, и создаются союзы чиновников и дружественных им бизнес-картелей. Петербургский рынок пассажирских перевозок угодил в эту сеть, похоже, надолго...
   В начале июля без какого-либо предупреждения в СПб выросла плата за проезд в большинстве маршруток. Показательно, что цены повысили лишь те компании, которые в 2005 году "выиграли" "конкурс" Смольного на обслуживание пассажирских перевозок. Слова поставлены в кавычки, поскольку нарушения в проведении конкурса, как и несоответствие федеральному законодательству закона СПб "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования", были выявлены прокуратурой. Вот только никаких практических последствий виртуальное "торжество справедливости" за собой не повлекло.
   С 1992-1993 гг. предприниматели сами начали разрабатывать маршруты, которые затем стали официально регистрироваться в городском комитете по транспорту. В итоге в 2005 г. в СПб работали уже 56 независимых перевозчиков - официально зарегистрированных частных предприятий (ЧП) или ООО, имевших федеральную лицензию. "Чтобы ее получить, нужно иметь базу для хранения техники, ремонтную базу и обученных людей, осуществляющих медицинский контроль водителя перед каждым его выходом на линию", - поясняет сопредседатель Ассоциации независимых перевозчиков Александр Коваленко.
   И вот когда рынок был окончательно сформирован, Смольный в 2005 г. решил утвердить реестр всех созданных маршрутов, объявив, что отныне они принадлежат городу. После чего объявил о проведении осенью конкурса на право осуществления пассажирских перевозок.
   Важный нюанс. "Конкурс проводился на социальные маршруты, - подчеркивает Александр Коваленко, - чтобы в этот бизнес, как говорила губернатор, привлечь частных игроков. Некоторые перевозчики, чтобы получить "социалку", даже стали закупать большие дорогие автобусы, что было одним из условий участия". Но закончившийся в декабре 2005 г. конкурс преподнес перевозчикам огромный сюрприз.
   Во-первых, ни один из лотов "старые" перевозчики, проработавшие на рынке многие годы, не выиграли. Победителями же стали 6 компаний: "Третий парк", "Питер-Авто", "ПТК", "Такси-2", "Барс" и "Вест-сервис", пришедшие на рынок намного позже старожилов (например, "ПТК" была создана в том же 2005 году).
   "Специально для конкурса я объединился с другим предпринимателем, и мы купили положенные 10 автобусов большой вместимости, однако конкурсная комиссия просто-напросто заявила, что... таких автобусов у нас нет", - делится недоумением частный предприниматель Руслан Логинов. По такой незатейливой схеме были "кинуты" многие другие перевозчики.
   "А затем без каких-либо оснований в конкурсной документации просто указали, что эти же шесть компаний получают "дополнительный объем транспортной работы. За каждый социальный автобус, выпущенный на линию, они получают право выпустить шесть коммерческих. На наши маршруты!" - рассказывает Александр Коваленко, убежденный в том, что именно это и было истинной целью конкурса, поскольку реальную прибыль приносят только коммерческие перевозки. После чего оставшиеся за смольнинским бортом перевозчики получили письма за подписью председателя комитета по транспорту Александра Дацюка, где говорилось, что с 1 апреля 2006 года им запрещается работать на своих маршрутах.
   10 марта 2006 г. первый зампрокурора СПб Сергей Литвиненко направил вице-губернатору Олегу Виролайнену (ответственному за проведение конкурса) представление об устранении нарушений городского законодательства, регулирующего организацию транспортного обслуживания населения. "Право осуществления перевозок, - писал Литвиненко, - по конкретным коммерческим маршрутам не являлось предметом конкурса". А переданы победителям они могли быть только в том случае, если "дополнительный объем транспортной работы сформировался самим претендентом". Иными словами, если бы "большая шестерка" разработала их сама, а не пришла на готовенькое. Кроме того, были выявлены нарушения в подготовке конкурсной документации, приема заявок, вскрытии конвертов и опубликовании результатов. Как пишет зампрокурора, "причиной нарушений явилось игнорирование должностными лицами комитета по транспорту, а также членами конкурсной комиссии установленных требований законодательства... что влечет за собой нарушение государственных общественных интересов, а также прав субъектов предпринимательской деятельности".
   В заключение Литвиненко предлагал "принять меры по устранению нарушений и привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности". Также конкурс был признан нарушающим антимонопольное законодательство Федеральной антимонопольной службой по СПб и ЛО.
   Стоит напомнить, что еще 25 декабря 2002 г. замгенпрокурора РФ Владимир Зубрин потребовал от петербургского ЗакСа привести принятый 8 февраля 2000 г. закон "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования" в соответствие с российским законодательством. Дело в том, что упомянутые в этом законе понятия социального и коммерческого маршрутов в федеральном законодательстве отсутствуют. А ведь именно этот - по сути, незаконный - закон и послужил основанием для проведения конкурса 2005 года! То же требование прокуратура повторила и в 2005 году. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда от 19 сентября 2003 года, в свою очередь, подтвердила, что единственный документ, который можно требовать от перевозчиков, - это федеральная лицензия.
   Таким образом, передача маршрутов другим компаниям, равно как и изъятие их в собственность города, незаконны. Кроме того, комитет по транспорту не имеет права требовать от перевозчиков никакого договора, как не имеет права заставлять их участвовать в конкурсе, и если они имеют федеральную лицензию, то могут спокойно ездить и работать, соблюдая федеральные нормы.
   Но Смольный это отнюдь не смутило. "Ни одно из данных предписаний не было исполнено. А если нарушение закона не воспринимается как преступление, то происходит легализация преступления, участник которого в данном случае - власть. И, несмотря на предписания, суды отказывают нам в исках, причем не могут объяснить почему. Хотя это и так понятно: любое их решение против конкурса - это решение против правительства и губернатора. А на это они пойти не могут. Так что итоги конкурса - не обеспечение людей качественными перевозками, а передел рынка и чистое рейдерство", - резюмирует частный предприниматель Сергей Юрепин.
   "Кинутые" перевозчики, однако, сдаваться рейдерам не захотели и продолжили работать на своих маршрутах. "Накачанные "представители" компаний-победителей угрожают физической расправой водителям, перевозчикам и их родным, подделывают аварии, "подрезают" маршрутки и пересаживают их пассажиров в свои. При этом милиция либо не принимает наши заявления, либо просто по ним не работает. Не говоря уже о бесконечных проверках ГИБДД и других органов, которые "придумывают" нарушения, апеллируя к результатам конкурса и отсутствию у нас договоров", - рассказывает Руслан Логинов, потерявший за счет такого давления половину своего автопарка.
   По словам Коваленко, многие из перевозчиков, пытаясь сохранить хоть что-то, стали договариваться с "захватчиками" и переходить к ним теперь уже действительно на нелегальный субподряд...
   Бороться с властным беззаконием все труднее. "Начав с одной машины, купленной в долг в 1996 году, я увеличил их количество к 2005-му до 70. У меня была своя ремонтная база, стоянка, 200 работников (из них 150 водителей), белая зарплата, социальные гарантии, фонд помощи работникам. У наших механиков проходили практику студенты ПТУ... Сейчас я заканчиваю распродавать свое имущество, так как не могу больше обеспечивать своим работникам должный уровень заработка, а биться головой о стену..." - горько вздыхает директор уже бывшего ООО "Ореон" Владимир Степанов.
   Сейчас предприниматели отвезли целую кипу документов в Конституционный суд. Вот только боятся, что пока он их рассмотрит, все они разорятся.
   7 февраля вице-губернатор Александр Полукеев на пресс-конференции предложил поражающий своей новизной способ устранения с рынка оставшихся "нелегалов". Город проведет еще один конкурс по распределению социальных и коммерческих маршрутов, который назначен на осень.
   Правомочность прошлого конкурса Полукеев прокомментировал с детской непосредственностью: "Мы знаем, что конкурс был проведен с ошибками, но его признали действительным, никто не смог оспорить его итоги в судебном порядке, и поэтому его результаты должны исполняться".
   "Все иски были отклонены судами первой и второй инстанций. То есть процессуальной базы, опровергающей результаты конкурса, не существует", - вторит Полукееву Василий Киселев, председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров, куда входят победители конкурса. По его словам, "скорее всего, уже к 2011 г. за шестью нашими компаниями будет 100% рынка коммерческих пассажирских перевозок. А примерно за год-два все "газели" будут заменены на автобусы средней вместимости". По оценкам вытесняемых перевозчиков, весь рынок подбирается под одну компанию - "ПТК".