11.07.2007  Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ – логичное дополнение к нацпроекту

   Ход реализации федеральных и региональных целевых программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства – очень объемная тема и большой блок проблем. Национальный проект «Доступное жилье» предусмотрел главным образом развитие ипотечного кредитования, рост объемов жилищного строительства; но вопросы, касающиеся реформы ЖКХ, остались вне его. Вчера в III чтении Госдумой был принят законопроект о Фонде содействия реформированию ЖКХ, который направлен на комплексное решение вопроса – это тот самый недостающий элемент, нужный нацпроекту. Такое мнение высказала директор фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева, выступая на заседании круглого стола «Актуальные вопросы развития законодательства в сфере ЖКХ и инвестиционно-строительной деятельности»; он прошел во вторник, 10 июля, в деловом центре «Александр Хаус».
   Она сообщила, что в сфере развития ипотечного кредитования Россия достигла больших успехов. Объемы таких кредитов выросли в прошлом году в 4 раза по сравнению с 2005 г. И, несмотря на то, что цены растут быстрее, чем реальные доходы населения, в 2006 г. практически вдвое увеличилась доля людей, которые с помощью ипотеки смогли приобрести жилье (10% - в 2005 г. и 19% - в 2006 г.).
   Но при этом, по ее словам, очень много проблем остается в области создания условий для роста объемов жилищного строительства. Простое принятие новой законодательной базы (например, Градостроительного кодекса РФ) тут не поможет. Это помогло как раз развитию ипотеки – достаточно было принять соответствующие нормативные акты, и рынок сразу отреагировал. "Строительство же завязано на множество административных и бюрократических процедур: ранее – это не вполне понятные и прозрачные процедуры предоставления земельных участков, сейчас – более понятные, но тоже не всегда прозрачные аукционы. И по-прежнему существуют большие административные барьеры при прохождении согласований для получения разрешений на строительство", - сказала Н.Косарева.
   Она добавила, что поправки в Градостроительный кодекс привели к необходимости создания такого института, как единая государственная экспертиза проектной документации. «Это большой успех, но опять же – пока лишь на законодательном уровне. Доведение до конца этой процедуры позволит снизить период между получением на аукционе права на земельный участок и получением разрешения на строительство от полутора лет до 3-6 месяцев», - уверена она.
   Помимо этого, глава фонда затронула вопросы, связанные с решением земельных проблем и развитием коммунальной инфраструктуры. «Во многих городах не хватает территорий для жилой застройки. Выходом может стать использование пригородных территорий, а также использование под жилищное строительство территорий выведенных промышленных предприятий», - сказала Н.Косарева. Также, по ее мнению, нужно стимулировать объединения граждан (ТСЖ, кооперативы) к малоэтажному строительству. Что касается развития коммунальной инфраструктуры, то здесь некоторые меры уже приняты: в частности, предусмотрено субсидирование процентной ставки по кредитам для частных застройщиков и коммунальных предприятий. Но пока это не привело к ожидаемым результатам. «Хотя, возможно, пройдет некоторое время, и дело сдвинется с мертвой точки: программа эта новая, не всем она пока известна», - предположила докладчица.
   Участниками «круглого стола» были высказаны также мнения о том, как можно побудить к развитию жилищного строительства органы местного самоуправления. По мнению многих, сегодня, даже в условиях аукционного принципа распределения земли, заставить муниципалитеты проводить эти аукционы невозможно; их можно только заинтересовать. И здесь с точки зрения законодательных инициатив важную роль может сыграть налог на недвижимость в жилищной сфере, который поступал бы в местные бюджеты. Тогда развитие жилищного строительства было бы интересно муниципалам - как развитие собственной налоговой базы непосредственно на своей территории.
   Не секрет, что принципы существующей жилищной политики не всегда реализуются в регионах. В качестве критерия помощи в проведении капремонта домов найдена такая форма, как выставление условий субъектам РФ по проведению реформы ЖКХ. Такой метод «кнута и пряника» поможет обратить внимание регионов на эту сферу и успешно завершить реформу, считают участники.
   Все высказанные мнения было решено принять к сведению. Ведущий «круглого стола», председатель временной комиссии Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по вопросам выполнения столичных функций Олег Толкачев, со своей стороны поддержал их. Резюмируя, он выразил уверенность в том, что подобные встречи, бесспорно, помогают наметить пути решения многих имеющихся проблем.