06.07.2007  РФ захлестнула волна товаров-близнецов известных марок

   На прошлой неделе в Китае в продаже появился новый смартфон Nokla 5700. Ничем не примечательный по своим техническим характеристикам мобильный телефон бьет все рекорды продаж. Секрет популярности новинки прост: внешне ее не отличишь от раскрученной модели телефона известного финского производителя.
   Схема работает безотказно: ушлые предприниматели берут за основу товар известной марки, меняют одну букву в названии и регистрируют новый бренд. Отличить клон от оригинала невнимательный покупатель просто не в силах. Китайское ноу-хау уже взяли на вооружение бизнесмены по всему миру. Клонируют не только марки одежды, бытовой техники, косметики, но и кинокартины и даже автомобили. По экспертным оценкам, товары, как две капли воды похожие на продукцию известных марок, занимают сегодня 15–17% отечественного рынка. Но в будущем эта цифра будет только увеличиваться. Страсть к роскоши при очевидной нехватке средств заставляет россиян скупать спортивные товары Abibas, вечерние платья Dolce&Gucci, духи Kezno и плазменные телевизоры Panasunik.
   Сегодня находчивые предприниматели копируют даже модные кинофильмы. К примеру, американская кинокомпания The Asylum известна тем, что выпускает малобюджетные картины, названия которых похожи на названия популярных лент. «Трансморферы» (аналог «Трансформеров»), «Пираты острова сокровищ» («Пираты Карибского моря»), «Клад да Винчи» («Код да Винчи») – вот только несколько наименований «под копирку». Актеров, как и художественные достоинства фильмов, в основном можно отнести к категории «Б». Некоторые посетители видеосалонов покупают фильм, не слишком рассматривая название и обложку, причем нередко за те же деньги, что и оригинал.
   Невероятно, но факт: клоны появились даже у представителей автопрома. Одна из китайских компаний выпускает автомобили под маркой BYD, эмблема которых поразительно напоминает значок BMW. Только вместо четырех бело-голубых секторов на ней всего два. Внешний вид машин во многом скопирован с популярных немецких моделей. Качество автомобилей-клонов оставляет желать лучшего, но зато и цена в несколько раз ниже, чем у баварского собрата.
   Легендой рынка клонов стал предприниматель из США Скотт Нельсон, зарегистрировавший бренд Mike и заработавший на нем миллионы. Не слишком утруждая себя поиском идей, он взял логотип компании Nike, поменял первую букву на «М» и зарегистрировал новый товарный знак в патентном бюро США. Но Скотт на этом не остановился. Чтобы не тратиться на рекламу, он почти полностью скопировал символ своей фирмы с символа популярной линии спортивных товаров Air Jordan, принадлежащей все тому же Nike. Вот только фигурку известного баскетболиста пришлось слегка изменить: на футболках Скотта он довольно неуклюже тянется за мячом в прыжке.
   Эксперты утверждают: стилизовать товары под известные марки – отличный способ заработать легкие деньги. Клонирование бренда решает целый ряд проблем. Во-первых, не придется тратиться на разработку собственного фирменного стиля. Любой дизайнер за пять минут может слегка изменить известный бренд. Во-вторых, раскручивать бренд-клон тоже не нужно: он пользуется чужой славой. Причем о конкуренции между оригиналом и клоном и речи не идет. Чем более популярен прототип, тем больше людей по ошибке будут покупать его близнеца.
   За примерами далеко ходить не надо. Так, например, сеть ресторанов «Ёлки-Палки» имеет братьев-близнецов «Жили-были», «Трали-вали», «Тили-тили» и «Ели-пили». Копируется либо концепция полностью, либо отдельные ее элементы, например, интерьер или корпоративные цвета. А в продуктовых магазинах покупатели теряются между печеньем Chocopie и отечественным изобретением «Сокол-pie». Среди «подражателей» пользуются популярностью и напитки. В сети супермаркетов «Пятерочка» на стеллажах стоят упаковки с напитком «Пятерочка Кола». Знаменитый шрифт, цвета, изгибы букв – все напоминает о фирменном стиле Coca Cola.
   В подмосковной Балашихе не так давно открылся торговый центр «Идея мебель». Сине-желтые цвета магазина и стиль рекламных буклетов почти полностью скопированы со шведского гипермаркета IKEA. Даже все виды товаров имеют свое уникальное наименование, прямо как у скандинавов.
   Участь клонирования не обошла стороной и косметические средства. На полках магазинов можно встретить синие баночки с характерным логотипом. Только вместо Nivea там значится Livea. Пораженные дешевизной товара, многие покупательницы не слишком вглядываются в тонкости написания и спокойно кладут псевдонемецкую косметику в корзину.
   Ущерб крупных компаний может достигать сумм в несколько сот миллионов долларов. В прошлом году производитель спортивной экипировки фирма Nike заявила, что за год убытки только этой компании от подделок и стилизации составили 750 млн долларов. И это только в России.
   В ближайшие годы товары-клоны отвоюют еще большую часть российского потребительского рынка, убеждены эксперты. Причина проста: на них постоянно растет спрос. Страсть к брендам-клонами – особенность русского менталитета, отмечают специалисты. Если европейцы спокойно носят практичные и качественные вещи неизвестных фирм, то у нас народ удобству предпочитает понты. Стилизованные товары покупают не только от нехватки финансов и стремления показать себя в выгодном свете.
   Единственный способ остановить атаку клонов – судиться с теми, кто их штампует. К недавним примерам можно отнести владельцев бренда MacCoffee компанию Future Enterprises, которая через суд добилась снятия с производства напитка «МаксCoffee», выпускавшегося в Красноярске. Суд признал, что «МаксCoffee» является имитацией, и запретил продажи этой продукции на территории РФ. Пивоваренная компания «Балтика» также законным способом добилась запрета продаж одноименных сигарет. Табачный производитель не подделывал пиво, но использовал стиль и товарный знак «Балтики». Впрочем, это скорее исключение, чем правило. Большинство западных, да и российских корпораций даже не в курсе, что где-нибудь в Сибири вовсю продаются товары, похожие на их продукцию, как братья-близнецы. И тысячи владельцев фирм-клонов продолжают безнаказанно зарабатывать миллионы на чужой славе.