05.07.2007  Москва: МКНТ намерен развернуть процесс коммерциализации результатов НИОКР

   В среду, 4 июля, прошло заседание объединенной коллегии по промышленной политике при Департаменте науки и промышленной политики Москвы на тему "О состоянии и мерах по совершенствованию защиты прав на интеллектуальную собственность и основных задачах ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" по вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, созданных при проведении работ за счет средств городского бюджета".
   Выступая на нем с докладом, председатель МКНТ Дмитрий Рототаев сразу же выразил сожаление, что плачевная ситуация с защитой интеллектуальной собственности (ИС) как в России, так и в Москве, пока меняется слабо. Он напомнил, что начиная с 1992 г. собственником ИС может быть не только государство, но и предприятия и физические лица. Россия в ходе процесса вступления в ВТО присоединилась к главным мировым соглашениям в сфере защиты ИС – ТРИПС, ГАТТ, Генеральному соглашению по торговле и услугам и т.д., в связи с чем количество дел, рассматриваемых по вопросам ИС в арбитражных судах, возрастает на 50-60% в год.
   По его словам, в рамках Программы прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2005 года №932-ПП, по заказу департаментов, комитетов и управлений города в 2006 и текущем году выполняются научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы прикладного характера. Общий объем финансирования составил 1 166,7 млн руб., число полностью профинансированных проектов – 279. В результате получены новые технические средства и технологии в области медицины; разрабатываются альтернативные виды топлива; разработаны экологически безопасные технологии полигонного захоронения твердых отходов; продолжается разработка комплексных физико-химических методов очистки сточных вод и подготовки питьевой воды с помощью озонирования, фотодинамики и др.
   Более 7,5% НИОКР, выполненных в период 2006 года, были направлены на развитие производства импортозамещающих средств и технологий. Из 279 завершенных в 2006 г. договоров, объекты интеллектуальной собственности (ОИС) выявлены в 82, в настоящее время в стадии внедрения находится 51 проект.
   Как сообщил Д.Рототаев, в 2006 г. на долю Москвы приходилось почти четверть всех поданных в России заявок на изобретения и полезные модели, а также около 22% всех выданных в стране патентов на изобретения и 24% свидетельств на полезные модели. Хотя по России Москва занимает первое место в стране по количеству выданных патентов, в то же время по количеству патентов на одного научного сотрудника находится на 7 месте из 8.
   Еще хуже обстоят дела с подачей заявок на международные патенты. За последние два года Москвой за рубеж не было продано ни одной лицензии, ни одного промышленного образца, ни одного товарного знака. Число проданных инжиниринговых решений за пять лет сократилось со 176 до 100.
   Хотя, по мнению докладчика, преимущества регистрации патентов очевидны – это и улучшение имиджа, и возможность возмещения ущерба, и увеличение капитализации компании, предприятия не спешат регистрировать ИС. Патентные отделы имеются только у 20% московских предприятий. За период 2002-2008гг. в 2821 профинансированных комитетом проектах выявлено 398 ОИС, однако поставлено на баланс в качестве нематериальных активов 0.
   Ужасающим, по словам Д.Рототаева, является уровень специалистов в области оценки ОИС. Из 30 проверенных комитетом компаний, работающих в этой сфере, на вопрос об оценке конкретного ОИС, получали вопрос «А во сколько хотите оценить?».
   В столице действует всего 2 фирмы, имеющие международные сертификаты на эту деятельность.
   Согласно докладу МКНТ, в Москве не разработаны и нормативно не утверждены механизмы принятия решений и передачи хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет городского бюджета. Кроме того, отсутствуют источники государственной поддержки процесса инновационной деятельности, нормативное обеспечение системы выбора объектов для инновационных проектов, осуществляемых с привлечением бюджетных средств, в том числе по результатам специально проведенных маркетинговых исследований.
   В стадии формирования находится общегородская инфраструктура инновационной деятельности, необходимая для эффективного процесса коммерциализации ОИС.
   В настоящее время в городе отсутствует связь между промышленными предприятиями, малыми инновационными предприятиями и исполнителями НИОКР. Вследствие этого замкнутая цепочка «разработка - создание ОИС - доведение ОИС до промышленного освоения - организация серийного выпуска и реализации новой продукции» в городе отсутствует. Также, по мнению Д. Рототаева, нет механизмов для оценки ОИС при использовании ее в качестве залога под кредит.
   В целях становления инновационной экономики необходимо активное участие исполнительной, законодательной власти города не только в виде бюджетного инвестирования в НИОКР, но и в создании объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих городу, и высокотехнологичных компаний с долевым участием правительства Москвы. Другими словами, город должен стать акционером в инновационных внедренческих компаниях и полноправным участником инновационного бизнеса, основанного на использовании результатов НИОКР, профинансированных за счет городского бюджета. При этом основную роль в этом процессе призван сыграть Департамент имущества города Москвы.
   Из этой концепции следует, что решения о выделении бюджетных средств на прикладные исследования должны приниматься только на основании оценки рыночной потребности в результатах этих исследований, быть ориентированными на конкретных потребителей и осуществляться во взаимодействии с предприятиями, заинтересованными в выпуске инновационной продукции или внедрении новой технологии.
   Необходимо, чтобы в каждом случае НИОКР заканчивались организацией опытного производства на основе созданных и в полном объеме оформленных объектов интеллектуальной собственности, включая защиту товарного знака, изобретения, полезной модели или промышленного образца, как в России, так и за рубежом. В правах (патентах) на каждый созданный за счет бюджетных средств объект интеллектуальной собственности город в лице уполномоченной организации должен иметь свою долю. В каждой внедренческой компании, создаваемой для реализации результатов НИОКР, профинансированных за счет бюджетных средств, город должен иметь пакет акций, может быть - контрольный пакет.
   В решении коллегии докладчиком было предложено записать проведение в том числе следующих мероприятий: - совместно с Департаментом имущества города Москвы подготовить и внести на рассмотрение правительства Москвы проект распорядительного акта, устанавливающего делегирование ОАО «МКНТ» прав на управление результатами научно-технической деятельности, созданными за счет средств городского бюджета и их коммерциализацию в интересах города Москвы;
   - поддержать идею проведения конкурса «Московский Кулибин» и рекомендовать территориальным органам власти оказывать его организационную поддержку;
   - разработать и представить на утверждение «Программу участия московских предприятий в салонах изобретений»;
   - организовать обучение основам работы с ОИС руководителей и специалистов предприятий, а также руководителей и специалистов органов городского управления; проработать вопрос организации обучения оценщиков интеллектуальной собственности по международным стандартам;
   - создать «Фонд новых технологий», наполняемый за счет поступления части средств от реализации новой продукции и бюджетных отчислений;
   - разработать предложения по созданию залогового центра по интеллектуальной собственности.
   Как считает выступивший на заседании Анатолий Петровский, директор технопарка «Замосковоречье», содокладчик по данному вопросу, в настоящее время наиболее актуальные проблемы, над которыми надо работать, следующие. Это, во-первых, создание системы содействия инновационному бизнесу для выхода на рынки конкурентоспособной продукции. Во-вторых, оценка объектов интеллектуальной собственности, прежде всего, предприятий оборонного и военно-промышленного комплексов. И, наконец, подготовка оценщиков ОИС и других кадров в этой сфере, по его мнению, на сегодня самый важный вопрос.
   Члены коллегии и участники заседания задали немало вопросов докладчикам. Они, прежде всего, касались процесса и методик оценки нематериальных активов ОИС и связанных с этим вопросов налогообложения, в том числе при акционировании государственных предприятий, а также вопросов прав на ИС при использовании средств городского бюджета и т.д.
   При этом сомнительным показался ответ на вопрос, почему же предприятия не спешат с закреплением в патентах объектов ИС. Докладчик считает, что «давит неграмотность», «отсутствует культура производства» и «мы испорчены авторскими свидетельствами». В век всеобщей осведомленности и общедоступности информации о значении и финансовой стороне владения патентами эти причины вряд ли могут быть объяснением. Также вызвало сомнение и утверждение, что МКНТ сможет взять на себя управление процессом коммерциализации ОИС для всех предприятий города, хотя разработчики проекта решения коллегии и заверили, что будут делать это вместе с патентообладателями.