04.07.2007  Ростовская область: популярность транспортного аутсорсинга будет расти

   Транспортный аутсорсинг - услуга для Ростова новая. Сейчас на местном рынке присутствует всего несколько серьезных игроков, готовых за отдельную плату взять на себя все заботы о транспортных потребностях той или иной компании.
   Хотя в других отраслях, таких как бухгалтерское обслуживание или IT-услуги, передача непрофильных функций предприятия внешним специалистам практикуется в нашей стране уже несколько лет. Руководители фирм, занимающиеся транспортным аутсорсингом, связывают низкий спрос с отсутствием традиций проката автомобилей.
   В Европе на сегодняшний день транспортные перевозки и автопарки являются наиболее распространенными объектами аутсорсинга (они занимают 44,7% рынка), оставляя далеко позади бухгалтерский учет (31,2%) и административно-хозяйственное обеспечение (28,3%). Компании, занимающиеся этим бизнесом, предлагают клиентам не только сам транспорт, но и берут на себя всю работу по его содержанию. В нашей стране услуга появилась сравнительно недавно, так что привыкнуть к ней пока еще не успели.
   В Ростове работают всего несколько фирм, предлагающих такого рода услуги. Самые крупные из них - Hertz, "Транс Абсолют" и IBF Motors.
   «Крупных игроков в данном случае отличает не только известный бренд и масштабы бизнеса, но и особенности предоставления услуг, - поясняет коммерческий директор компании Hertz Игорь Хатламаджиев. - Маленькие фирмы зачастую представлены у нас одним менеджером, который вынужден каждый раз бегать, договариваться с автомастерскими, страховыми компаниями, налоговыми органами и другими учреждениями. Мы же предоставляем весь комплекс услуг сразу и без промедлений. И куда бы ни переехала компания, штат таких специалистов всегда будет при ней».
   В компаниях, практикующих этот вид сервиса, отмечают множество его положительных сторон. Главным, по мнению представителей различных фирм, является то, что аутсорсинг позволяет компаниям сосредоточить ресурсы на своем основном бизнесе, работая над главными своими преимуществами, которые выгодно отличают их от конкурентов. Считается, что при небольших объемах перевозок содержать собственный транспорт экономически неэффективно.
   Выгоднее передать транспортное обеспечение специалистам: экспедитору, автоперевозчику, логистическому провайдеру. При этом компании снимают с себя ворох проблем, связанных с перевозкой грузов и эксплуатацией автомобилей.
   Это ремонт, содержание гаража и мастерских, зарплата водителей, обслуживающего персонала и т. д. А еще расходы, связанные с потерей, порчей груза и его страхованием. Дополнительная статья затрат - решение вопросов, возникающих при ДТП. По некоторым данным, передача в аутсорсинг транспортного обеспечения дает компании общую годовую экономию более чем на 30%.
   На первый взгляд может показаться, что привычная схема работы по управлению собственным автопарком более привлекательна, чем предлагаемый транспортный аутсорсинг, так как все находится внутри собственной организации, все рычаги управления в одних руках, все под контролем, говорит Игорь Хатламаджиев. К тому же клиенты, глядя на стоимость услуг, считают, что выгоднее приобрести свой автомобиль. Но это всего лишь видимость. На самом деле при покупке автотранспорта зачастую не учитываются расходы на его содержание.
   Помимо полного обслуживания транспорта, компании предлагают различные дополнительные услуги, например, подмену автомобиля. У любого предпринимателя может возникнуть ситуация, когда ему понадобится машина уровнем повыше, чем обычно, скажем, для встречи важного гостя в аэропорту.
   Тогда компания вместо привычного "Форда" или "Фольксвагена" предоставит ему взамен машину представительского класса. Также подмена используется в случае ДТП. Пока поврежденная машина находится в автосервисе, заказчик может ездить на другой, вплоть до окончания ремонта.
   На стоимость таких услуг влияет множество факторов, говорит Тимур Валиев Цена зависит от марки автомобиля, от срока аренды и того, требуется ли бизнесмену водитель или он предпочитает ездить на автомобиле самостоятельно.
   В среднем автомобиль без шофера стоит от 16 тысяч рублей в месяц, с шофером - от 30 тысяч рублей в месяц. За 16 тысяч можно взять в аренду, к примеру, Cherry Amulet, а Ford Focus обойдется уже в 22 тысячи рублей. Оплата водителей обычно нормирована. В среднем это 600 рублей в день, при этом рабочий день составляет 10 часов.
   По словам Тимура Валиева, 99% клиентской базы фирм, занимающихся транспортным аутсорсингом, сейчас составляют транснациональные компании. Причин тому несколько. Во-первых, иностранные фирмы уже привыкли к таким формам работы и, приходя в нашу страну, используют уже наработанный опыт. Во-вторых, зачастую им требуется достаточно крупный автопарк, включающий 40-60 автомобилей. Управление таким количеством транспортных средств само по себе уже становится самостоятельным бизнесом, и потери на таком непрофильном активе оказываются сопоставимыми с затратами на аутсорсинг.
   Однако местные предприниматели пока с осторожностью интересуются новым для них видом услуг.
   «В нашей компании есть свой автопарк, но иногда мы используем арендованные машины, - говорит управляющая фирмой "Сантехторг" Ольга Балябина. - Чаще всего это происходит, когда собственный транспорт не справляется с нагрузкой. Обычно фурам приходится на маршруте заходить сразу в несколько точек, и время их эксплуатации за счет этого увеличивается, а значит, возникают дополнительные расходы. Наемный транспорт выгодно использовать только на прямых маршрутах».
   Представители компаний, развивающих этот сервис, уверены, что в ближайшие пять лет популярность транспортного аутсорсинга значительно возрастет.
   Усиливающаяся конкуренция в конце концов заставит многих предпринимателей сосредоточиться на своем основном деле, не отвлекаясь на дополнительные заботы, сообщает газета "Реальный бизнес" (Ростов-на-Дону).