25.06.2007 Половина алкогольного рынка по-прежнему остается в "тени" В 2006 году около 50% российского рынка алкоголя пришлось на нелегальную продукцию, а госбюджет недополучил более 45—55 млрд руб. Такие данные приводятся в сообщении Счетной палаты. Аудиторы ведомства считают, что государственный контроль алкогольной отрасли остается несовершенным и нужно менять акцизную политику. Участники рынка со своей стороны констатируют, что проведенные в прошлом году реформы алкогольного рынка не смогли повлиять на сокращение доли теневого алкоголя. Напомним, что для борьбы с нелегальным алкоголем в прошлом году была разработана Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Она должна была контролировать оборот спиртного на всех стадиях — от производителя до розничного звена. Однако проблемы, возникшие с введением системы, привели к крупному алкогольному кризису: производители не могли работать несколько месяцев, что заметно сократило количество алкогольной продукции на полках в магазинах. В докладе аудитора Счетной палаты Валерия Горегляда отмечается, что по итогам 2006 года объемы легально отражаемой реализации водки и ликероводочных изделий составили 117,6 млн дал, что на 21,6% меньше объемов 2005 года. В противовес этому показателю приводятся данные Росстата, которые показывают, что среднегодовой объем реализации алкогольной продукции через розничную сеть в прошлом году составил порядка 212,2 млн дал. На этом основании г-н Горегляд сделал вывод о том, что 50% от общего объема рынка алкоголя находятся в "тени". В сообщении Счетной палаты не оговаривается, что к алкогольной продукции помимо водки и ликероводочных изделий относятся также вина и слабоалкогольные напитки. Впрочем, как сказал пресс-секретарь Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз, цифра Росстата отражает только продажи водки без учета вина и прочего подакцизного алкоголя. По мнению Валерия Горегляда, ситуация в алкогольной отрасли не улучшается, «что свидетельствует об отсутствии эффективного государственного контроля за процессами алкогольного рынка». Кроме того, как следует из представленной на коллегии Счетной палаты аналитической записки, значительные объемы нелегального оборота алкоголя связаны с акцизной и ценовой политикой — основную долю в цене водки составляют косвенные налоги и сборы (в сумме более 70%). «Постоянный рост их ставок вызывает увеличение цен на алкогольную продукцию легального производства», — говорится в записке. Эксперты и участники рынка соглашаются с выводами Счетной палаты. По прогнозам представителя Союза производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, по итогам этого года доля "теневого" рынка окажется той же. «По нынешней динамике отрасль выходит на объем производства 125—135 млн дал в год. При этом уровень реализации в рознице каким был 16—17 млн дал в месяц, таким и остался, — замечает г-н Добров. — То есть те же самые 210—215 млн дал будут реализованы». Начальник отдела по связям с общественностью ГК «Русский алкоголь» Александр Коровка уверен, что изменения акцизной политики действительно позволили бы сократить объем нелегального рынка. «Самым замечательным решением было бы снижение ставки акциза до ста рублей, — говорит г-н Коровка. — Это существенно помогло бы в борьбе с нелегалами, которые не могут использовать маркетинговые инструменты, а когда минимальная цена на водку 40—45 руб. за бутылку 0,5 л, то выигрывать от этого может только региональный производитель». |