20.06.2007  СПб: контроль за качеством становится разменной монетой в конкурентной борьбе

   
   Общественные организации, защищающие права потребителей, от проверок малого бизнеса перешли к крупным сетям, создавая им репутационные риски.
   Многие из этих компаний либо уже присутствуют на финансовых рынках, либо собираются туда выходить. В отличие от малого бизнеса, которому проверки общественников грозят неприятностями со стороны властей, раздутый скандал вокруг некачественных услуг крупных торговых компаний может навредить их капитализации. Дело в том, что западные инвесторы куда с большим доверием относятся к мнению своих общественных организаций и претензии по таким вопросам к потенциальным заемщикам могут серьезно снизить их кредитный рейтинг.
   Как утверждает Вадим Рыжков, вице-президент Межрегиональной ассоциации общественных объединений "Северо-Запад", почти во всех проверенных его организацией магазинах якобы были найдены нарушения: недовесы на расфасованные продукты, истекший срок годности (или точно не указанный срок годности - почасовой на скоропортящиеся товары), несоответствие информации о производителях на ценниках и на продуктах, отсутствие подлинных документов, подтверждающих качество некоторых продуктов, и другие.
   Ни кафе, ни сетевые магазины факт обнаружения недовесов не признают. "У нас есть собственный отдел качества, если бы такие проверки и были, то нарушения вряд ли бы нашли", - говорит администратор "Кофе Хауз" на Большом пр., в котором якобы установлен недовес одного из салатов почти на 50 рублей.
   "В наших магазинах покупатели сами взвешивают товар, так что недовесов быть просто не может", - сообщили в сети гипермаркетов "Карусель", а недовесы расфасованных продуктов в магазинах объясняют их естественной усушкой и утряской во время доставки или хранения. Возможность этого регламентирована российским законодательством, и любой магазин имеет право провести независимую экспертизу товаров для получения налоговой компенсации (потеря в весе, например, цветной капусты может составлять до 40%). Но в продаже вес любого расфасованного продукта должен соответствовать весу, указанному на упаковке, однако зачастую торговые сети не проводят повторное взвешивание товаров, количество наименований которых может насчитывать несколько десятков тысяч.
   По словам руководителя комиссии по экономической безопасности Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе СПб Валентина Боцвина, в Петербурге действует ряд недобросовестных общественных организаций, которые, угрожая предпринимателям бесконечными проверками, требуют оплатить свой труд. Например, в форме безвозмездных пожертвований от предпринимателей Путиловского рынка одна из организаций заработала 70 тыс. рублей за день. Другой способ их работы - платная консультация клиентов по законодательству в сфере торговли, так называемое "абонентское обслуживание". Однако такие методы действуют лишь на малый бизнес.