20.06.2007  Импорт нам не конкурент

   Опросы предприятий постоянно показывают, что довольно большая доля российской промышленности не имеет на своих рынках сбыта конкурирующего импорта. По оценкам самих производителей (без предприятий электроэнергетики и топливной), около трети из них сейчас не сталкиваются с импортом.
   По отраслям доля неконкурентных с импортом рынков колеблется от 74% в стройиндустрии до 21% в пищевой промышленности. Таким образом, немалая часть российских предприятий в силу особенностей производимой ими продукции, структуры и качества импорта по-прежнему не конкурирует с последним на своих рынках сбыта.
   В тех случаях, когда отечественным производителям приходится конкурировать с импортом, цены и качество российских товаров могут как превосходить цены и качество импортных, так и уступать им. Около половины – 53% российских предприятий, "имевших дело" с импортом (за 100% принимаются рынки, где имеется конкурирующий импорт), считают его качество примерно равным качеству своей продукции.
   Больше всего равнокачественных продуктов выпускается у нас в пищевой промышленности – 87%, металлургии – 64% и машиностроении – 52%. Только 9% российских предприятий оценивают качество своих товаров выше импорта. Максимум таких оценок получен в промышленности строительных материалов – 19%, минимум - в машиностроении (5%).
   Превосходство импорта по качеству признают 38% российских предприятий. Самые пессимистичные настроения по поводу качества зарегистрированы в химии и нефтехимии, где более качественный импорт преобладает на 57% рынков, в ЛПК (48%) и машиностроении – 42%.
   Что касается цен, то в целом по конкурентным с импортом рынкам обрабатывающих отраслей сложился примерный паритет: на 37% рынков цены импорта выше, на 35% - ниже цен российских товаров. 28% отечественных предприятий считают свои цены примерно равными ценам конкурирующего импорта.
   Абсолютные "ценовые проблемы" имеют только две отрасли: металлургия и легкая промышленность, где большинство российских предприятий считают цены конкурирующего импорта ниже своих цен. В других обрабатывающих секторах преобладают рынки, где импорт стоит дороже. И только в пищевой промышленности 66% предприятий имеют равные с импортом цены.
   Однако соотношение цен и качества российской продукции и конкурирующего с ней импорта показывают, что позиции отечественных производителей на конкурентных с импортом рынках далеко не так слабы.
   Во-первых, в целом по промышленности на 10% рынков импорт неконкурентоспособен в силу того, что его цены выше или равны ценам отечественной продукции при таком же или более низком качестве ввозимых товаров. Больше всего таких рынков сейчас в пищевой – 17% и машиностроительной (15%) отраслях. Минимум подобных максимально благоприятных в смысле конкурентоспособности рынков имеется в легкой – 5%, химической и нефтехимической – 1% - отраслях. Основная часть импортной продукции на этих рынках стоит дороже отечественной при примерно одинаковом качестве изделий.
   Во-вторых, большая часть рынков – 35% в целом по обрабатывающей промышленности - имеет адекватное соотношение цен и качества отечественных товаров и ввезенных из-за рубежа. То есть более высокое качество импорта сочетается с более высокой его ценой, равное - с равной ценой и более низкое - с меньшей относительно российских товаров ценой. На таких рынках отечественные товары конкурируют (по соотношению цена-качество) с импортом на равных.
   С большим отрывом от других отраслей по этому показателю лидирует пищевая промышленность – 54% рынков. Машиностроение, имеющее вторую после легкой промышленности долю конкурентных рынков, борется с импортом на равных в 36% случаев. Еще реже - легкая промышленность – 29%.
   При равной конкурентной борьбе импорт чаще имеет более высокое качество и более высокие цены, особенно на рынках химии и нефтехимии, машиностроения и легкой промышленности. А острота конкуренции в пищевой промышленности подчеркивается тем обстоятельством, что "борьба на равных" происходит там в подавляющем числе случаев при примерном равенстве цен и качества.
   В-третьих, неконкурентоспособными признали свою продукцию лишь 22% предприятий обрабатывающих отраслей российской промышленности. Лидером этого антирейтинга стала, как и следовало ожидать, легкая промышленность. В этой отрасли 31% предприятий согласились (сами!), что выпускаемая ими продукция по качеству хуже или равноценна импорту, но продается по ценам, равным или более высоким, чем импортная продукция.
   Чуть меньше таких рынков в машиностроении – 26%, химии и нефтехимии – 23%. Высокая конкурентоспособность пищевой промышленности подтверждается наличием там только 8% рынков, где отечественная продукция уступает по соотношению цена-качество импорту. Аналогичный процент в металлургии и меньший - в стройиндустрии не так ценны в силу большей защищенности рынков этих отраслей от импорта.
   Таким образом, российские обрабатывающие предприятия считают, что конкурентоспособно по отношению к импорту около 78% производимой ими продукции. В эти 78% входят рынки, где просто нет импорта, где импорт неконкурентоспособен по соотношению цена-качество и где конкуренция с импортом идет на равных. По отраслям доля таких рынков составляет сейчас от 97% в стройиндустрии до 69% в легкой промышленности.