18.06.2007  Закон о страховании нуждается в изменениях

   18 июня в Госдуме РФ состоялся круглый стол «Законодательное обеспечение развития страхования в РФ», организованный Комитетом Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам.
   Председатель Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник заметил, что к настоящему моменту в сфере законодательства скопилось достаточно проблем, касающихся страхования, главной же проблемой страхования является снижение его доли в ВВП.
   Председатель подкомитета по законодательству о страховании Александр Коваль высказал несколько соображений по поводу состояния страхового рынка и законодательных мер по его развитию. С момента принятия закона о страховании многое изменилось, считает он, в частности, приняты многие сопутствующие законодательные акты, вступил в силу Гражданский кодекс, введено в действие обязательное медицинское страхование, обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), приняты меры по страхованию военнослужащих и проходящих воинскую службу. Макроэкономические тенденции благоприятны: повышается рост благосостояния граждан России, растет число предпринимателей. Требует изменений и закон о страховании.
   Серьезной проблемой, полагает А.Коваль, является декларация страхования там, где никакой правовой защиты ему не обеспечено. В частности, в нормах о страховом риске ответственности адвокатов (ст. 932 ГК РФ), об аудиторской деятельности (ст. 13 ФЗ «Об аудиторской деятельности»), о закрытом административно-территориальном образовании, согласно которым граждане подлежат бесплатному страхованию в случае стихийных бедствий, аварий и т.п., о газоснабжении, согласно которым ущерб, нанесенный собственнику, осуществляется за счет средств обязательного страхования, а также в законе о донорской крови. Во всех этих случаях страховая ответственность ничем не подкреплена – законом не установлены ни риски, ни объекты страхования, ни их источники, заявил А.Коваль.
   По его мнению, в целях развития страхового рынка стоило бы установить так называемое «вмененное страхование», иначе все декларации превращаются в фикцию и самообман. Следует, считает А.Коваль, принять и новую редакцию гл.48 ГК РФ, потому что на сегодня публичность страховых договоров не соответствует принципам ГК РФ. Кроме этого, необходимо уточнить понятие «страховщика», отрегулировать понятия обязательного и взаимного страхования, а также разработать новую редакцию закона о страховании, исключив произвольное регулирование обязательного страхования и размытость добровольного страхования, реформировав страховые резервы по страхованию жизни и процедуре банкротства страховых компаний.
   Требуется точнее выстроить и государственную политику в области страхования, ограничивающуюся сейчас бессрочными и зачастую безответственными мероприятиями, призванными «заткнуть дыры и исправить предыдущие ошибки», предложил А.Коваль. По его словам, ни одно из постановлений правительства начиная с 1998 года не были исполнены точно и в срок, за исключением введения ОСАГО. Чтобы меры правительства по усилению эффективности рынка страховых услуг были успешными впредь, следует, считает А.Коваль, внести соответствующие коррективы в программу социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, введя в нее элементы межведомственной координации.
   «Исходить нужно из интересов социальных субъектов. Создание рынка страхования должно быть завершено в ближайшие сроки, его нужно обеспечить ясным и прозрачным механизмом контроля, защитив всех участников рынка: и страховщиков, и страхователей», - подчеркнул А.Коваль.
   Директор Департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин отметил устойчивый рост страхового сектора. Страховой рынок за 7 лет вырос, по его словам, в 3,5 раза с 171 млрд рублей до 611 млрд рублей, однако впечатление отставания создалось оттого, что ВВП за этот срок вырос в 5 раз. А.Саватюгин подчеркнул, что в задачи правительства не входит погоня за увеличением доли страхового рынка в ВВП, и колеблющийся от 2,5 до 3% ВВП страховой рынок Минфин вполне устраивает. Доля обязательного страхования с введением ОМС и ОСАГО увеличивается и измеряется на сегодня цифрой в 45% от общего страхования, но с введением обязательного страхования гражданских объектов превысит 50%. Правительство планирует ввести также ответственность владельцев опасных объектов, строительно-монтажные, сельскохозяйственные, морские, финансовые, ядерные, антитеррористические риски, ответственность перевозчиков, унифицировав страховые процедуры для всех видов транспорта.
   Положительной тенденцией является сокращение числа страховых компаний на рынке, заявил А.Саватюгин. Огорчает малое, по сравнению с развитыми странами, количество страховых средств, приходящихся на душу населения.
   Закон об обязательном страховании ответственности эксплуатантов опасных объектов (ОПО), по мнению А.Саватюгина, должен быть интегрирован с ОСАГО, который, по его мнению, вовсе «не вышел комом».
   Целями стратегии развития страхового дела в России являются защита потребителя страховых услуг, развитие организационно-правовых основ страхования, унификация видов страхования в обязательной и добровольной форме, совершенствование ОСАГО, введение в действие закона об ОПО, а также процедур франшизы и перестрахования. Страховые компании нуждаются в повышении финансовой устойчивости, считает А.Саватюгин. Отчетность же страховщиков должна быть отлажена, унифицирована и приведена к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В области страхового рынка должен заработать механизм гарантийных фондов, саморегулирующихся организаций, нуждаются в увеличении резервы страхования жизни и предотвращения банкротства страховых компаний.
   К 1 сентября предполагается проверить всю законодательную базу, связанную со страхованием в России, а к 15 ноября - высказать соображения по развитию страхования на среднесрочную перспективу, заключил А.Саватюгин.
   Руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев отметил, что законодательство о страховании нужно менять, потому что его роль в социально-экономическом развитии страны может быть существенно более активной, кроме того, правоприменительная практика уже давно свидетельствует о дефектах действующего законодательства, наконец, закон о страховании нуждается в приведении в соответствие с международными нормами. Основой стратегии развития страховой деятельности на среднесрочную перспективу, считает И.Ломакин-Румянцев, должно быть определение целей развития страхового рынка, места и роли страхования в общественной и финансовой жизни страны.
   Количество жалоб, поступающих в ФССН, утраивается каждый год, и это означает не только повышение уровня информированности граждан, но и повышение уровня конфликтности в страховой среде, отметил И.Ломакин-Румянцев.
   Российское законодательство, по его словам, например, еще не ввело понятие «франшизы», которому в европейском законодательстве уже более четырехсот лет. Речь в нем не идет о повышении надежности субъектов страхового дела, отсутствует институт страхового омбудсмена, не определено понятие «страхового банкротства», не используется положительный опыт института коллективных гарантий.
   «Обязательного страхования у нас еще мало! Если бы страна была богаче, а доходы населения выше, другое дело», - считает И.Ломакин-Румянцев. Страхование ответственности, по его мнению, не только помогает укреплять хозяйственные связи, но и напрямую заботится о личной безопасности граждан страны, особенно в части страхования опасных объектов.
   При вступлении в ВТО Россия будет вынуждена уточнить понятие «филиала» для западных страховых компаний, обеспечить соответствие их деятельности нормам российского законодательства, а также рассмотрение их споров с клиентурой в российских судах. По мнению И.Ломакина-Румянцева, в становлении страхового рынка заинтересованы по крайней мере 9 федеральных ведомств: контролем занимается как МЭРТ РФ, так и МВД, ФСБ, ФАС, ФСФР, ФНС, ФСФМ, ФССН. Пересечение интересов ведомств и перенасыщение рынка контрольными функциями может тормозить его развитие, считает И.Ломакин-Румянцев.