15.06.2007 Самарская область: частные стоматологи начали уделять внимание менеджменту Основной тенденцией развития рынка стоматологических услуг в Самаре становится профессиональный подход к ведению бизнеса. Вслед за внедрением новых технологий и отработкой стандартов обслуживания стоматологи начали уделять внимание менеджменту. По словам главного стоматолога Самарской области Анатолия Богатова, в городе сегодня работает порядка 400 частных стоматологических учреждений. В основном это общества с ограниченной ответственностью и индивидуальные предприниматели. Большинство частных стоматологических служб регистрируется как ООО, так как это дает больше возможностей для расширения штата. Врач-стоматолог как индивидуальный предприниматель должен сам обладать лицензией и принимать лицензированный персонал, в том числе медсестер. По словам Анатолия Богатова, на сегодняшний день жители Самары полностью обеспечены стоматологической помощью. Причем, по мнению участников рынка, стоматология за годы существования платной медицины значительно шагнула вперед. По мнению директора КГ "МАРКС" Романа Васильева, рынок стоматологических услуг можно разделить на несколько групп, каждая из которых демонстрирует свою динамику развития. Количество крупных государственных многопрофильных клиник с отделениями стоматологии (больница им. Калинина, клиники СГМУ и другие) и государственных стоматологических клиник остается практически неизменным. За годы развития частной стоматологии выделился ряд достаточно известных стоматологических клиник, занявшихустойчивое положение на рынке. Чаще всего это клиники, продвигающие услуги в определенном сегменте стоматологической помощи ("Стоматология ЦСКБ", "Клиника доктора Кравченко", "Дентальная студия Архипова", "Биодент", "Юр-макс", "Дент-линия" и другие). Многочисленные стоматологические кабинеты в основном являются локальными игроками и, по мнению Романа Васильева, прослеживается тенденция к уменьшению количества мелких игроков. Дирекгор клиники "Вавидент" Вадим Пряников говорит, что мелкие игроки (кабинеты на 1-2 кресла) не выдерживают конкуренции и закрываются. Сейчас на рынке доминируют средние по размеру клиники, чаще всего на 3-6 кресел. Также определенную долю рынка занимают многопрофильные частные клиники, имеющие отделение стоматологии ("Первая Самарская частная клиника", "Медицина" и другие), и их доля будет расти в связи с прогнозируемым ростом числа таких клиник, а также их укрупнением. По словам Романа Васильева, сегодня оценить емкость рынка платных стоматологических услуг, а также доли ведущих игроков на нем сложно. Рынок остается хаотичным. Васильев считает, что объективная информация появится через один-два года. Сейчас развитие этого сектора подошло к тому этапу, когда начнется активная работа по исследованиям, брендингу и оптимизации качества обслуживания. Несмотря на то, что сектор стоматологии достаточно хорошо развит, он продолжает расти. По мнению участников рынка, за последние годы заметных игроков не появилось, и сейчас рынок развивается во многом за счет уже работающих компаний, которые укрупняются и открывают новые клиники либо кабинеты. Приоритетом для развития клиник являются новые технологии. Сегодня Самара по отдельным видам стоматологической помощи выбилась в лидеры. Так, в последние два-три года начал складываться сектор лазерной стоматологии. В настоящее время в нем работают "Лазер Смайл", "Продент", "Стоматология ЦСКБ", "Дентальная студия Архипова". Как рассказал директор клиники "Лазер Смайл" Ярослав Филатов, в 2004 году, когда его учреждение закупило американское лазерное оборудование, вложив значительные финансовые средства, многие коллеги довольно скептически относились к этой затее. "Но уже через 1,5 года стало очевидно, что это весьма перспективное направление. Дальнейшее развитие этого сектора лишь вопрос времени", - говорит Филатов. Генеральный директор клиники "Стоматология ЦСКБ" Олег Иванцов считает, что лазерные технологии безусловно будут востребованы рынком. На сегодняшний день лазер есть уже не только в коммерческих клиниках. Муниципальная поликлиника №3 приобрела лазерную установку. Участники рынка называют эту поликлинику одним из наиболее динамично развивающихся государственных медучреждений. Вслед за развитием технологий стоматологи займутся совершенствованием управления учреждениями, а также их продвижением на рынке. За время развития платной медицины для большинства стало очевидным, что клиника должна иметь собственный бренд. Поэтому следующим этапом развития рынка стоматологии станет состязание между ведущими игроками не только в инновациях, но и в искусстве менеджмента. Тенденцией последнего времени стало заявление московских медицинских компаний о региональной экспансии. В этой связи развитие бизнес-технологий для самарских клиник становится весьма актуальным. |