15.06.2007 Ростовская область: средний бизнес испытывает трудности при выборе ПО Большинство компаний, желающих автоматизировать управленческий учет на своем предприятии, относятся к среднему бизнесу. В то же время именно эта категория клиентов сталкивается с наибольшими трудностями при выборе подходящего программного обеспечения (ПО). К идее автоматизации бизнес-процессов (не считая бухгалтерии) ростовские компании приходят в тот момент, когда понимают, что бухгалтерских документов недостаточно для ясного понимания финансовых и прочих процессов, когда «посчитать глазами» себестоимость продукции не представляется возможным, а контроль над растущим предприятием уплывает из рук. Случается, что предприятия терпят миллионные убытки из-за неразберихи на складе, невозможности провести инвентаризацию, непонимания, какой товар приносит наибольший доход. И все-таки уровень управленцев растет, а вместе с ним — и спрос на автоматизацию. Чаще всего хотят автоматизировать торговлю (склад, закупку товаров, продажи), систему взаимоотношений с клиентами, ввести расчет себестоимости продукции и бюджетирование. Выбор средств при этом не очень большой. Можно потратиться на тиражируемое ПО российского или зарубежного производства или заказать хорошим программистам индивидуальный продукт. Последний вариант самый редкий, но не лишенный перспективы развития. Его использует малый или средний бизнес. Импортное ПО, как правило, используют крупные компании (далеко не все), поскольку это самый дорогостоящий путь решения проблемы. Чаще всего выбирают готовое российское решение, но выбор здесь довольно узкий. Доминирует на рынке программа «1С». «Выбора хочется всем, но рынок занят «1С», — считает представитель некоммерческого партнерства экспертов в сфере информационных технологий ITX Дмитрий Яценко. — Этот разработчик создал огромную сеть франчайзинга, предоставив партнерам огромные скидки, сразу организовал разветвленную торговую сеть, вложил деньги в рекламу и PR, позволил какое-то время воровать свой продукт, чтобы к нему привыкли. Параллельно организовали мощное обучение для бухгалтеров». Некоторые операторы рынка, представляющие другие программные продукты, не согласны с тем, что у заказчика нет выбора, но признают лучшую раскрученность «1С». Франчайзи «1С», в свою очередь, соглашаются с тем, что эта программа раньше в первую очередь решала бухгалтерские вопросы, а в новой версии («8,0») появились элементы управленческого учета и CRM (управление взаимоотношениями с клиентами). Представители разработчика ПО «Парус» утверждают, что их программа не просто автоматизирует бухгалтерию, торговлю и склад, учет кадров и договоров, имеет модуль CRM, но и оперирует большим, чем у «1С», количеством функций. Например, автоматизация отдела продаж позволяет видеть, какую стадию согласования проходит тот или иной договор, почему он задержался на каком-то этапе. Менеджеры могут вести записи о том, с кем и о чем они говорили, быстро находить нужные данные, распечатывать отчеты и даже получать SMSуведомления. На внедрение отечественных программ уходят месяцы, импортных — нередко и годы. В последнем случае следует подгонять программу под требования отечественного законодательства. С нелегким выбором ПО для автоматизации управленческого учета (достоверного обмена информацией с региональными подразделениями, позволяющего оперативно получать корректные данные о продажах и прочие финансовые показатели) недавно столкнулся ТД «Катюша». Изучение возможностей решения проблемы привело к выводу, что это дело надо поручить опытным специалистам. Для этого в штат компании взяли двоих опытных программистов, работавших в крупных компаниях, чтобы они изучили работу компании изнутри, а затем предложили оптимальное для компании решение. Сторонним специалистам не доверяют, поскольку они заинтересованы выгодно продать свой продукт. «Выбор программного обеспечения крайне ограничен. Российское ПО рассчитано либо на малое, либо на крупное предприятие, а для среднего нет ничего, — считает учредитель ТД «Катюша» Юрий Педченко. — Западные решения — классные и рассчитаны на средний бизнес, но на их средний бизнес. Программа MS Navision нам подходит, но ее цена начинается от $300 тыс. Потратить такие деньги нам очень сложно». Компания «1С» создала новое решение «8,0», но оно еще очень «сырое», трудно внедряемое, мало специалистов, хорошо разбирающихся в этой программе. Есть еще некоторые российские программы, не учитывающие многие нюансы, поскольку написаны под производство, или под торговлю, но под оптовую. Стоят они тоже недешево, но их еще надо переконфигурировать, они слабо поддерживаются. Собственные специалисты смогут не только помочь руководству компании определиться с выбором нужного ПО, но и в дальнейшем поддерживать его. |