08.06.2007 Российская обувная промышленность может пасть жертвой присоединения к ВТО Телеграмма - премьер-министру Фрадкову, открытое письмо - президенту Путину. На такие отчаянные меры решились на этой неделе российские обувщики. Они просят не снижать таможенные пошлины на импортную обувь. Именно это намерено сделать правительство с 1 июля, причем по некоторым позициям почти на 40%. Но это лишь увертюра ко вступлению России во Всемирную торговую организацию. На прошлой неделе Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) объявило обувщикам: к 2011 году ставки таможенных пошлин на импортную обувь будут снижены вдвое, по ряду категорий - до нуля. Производители уверены: это приведет к взрывному росту импорта и краху отечественной обувной промышленности, которая за последние годы успела встать с колен и даже распрямить спину. В кабинете у Андрея Бережного, создателя российской обувной марки Ralf Ringer, на столе лежит коричневый ботинок. Именно на нем компания сделала себе имя. Секрет ботинка - в разумном сочетании классики с современностью: он был модным 10 лет назад, когда марка только выходила на рынок, он успешно продается и сегодня, наряду с моделями последнего сезона. Пусть название марки звучит по-немецки - расчет был на менталитет российского потребителя, который в 90-х не хотел покупать ничего отечественного. Сегодня в среднеценовом сегменте мужские ботинки с лейблом Ralf Ringer успешно конкурируют с западноевропейскими образцами. 15 лет назад А.Бережной начинал с пробной партии в 19 тысяч пар, сшитой на московской фабрике "Буревестник". Сегодня марка Ralf Ringer - обладатель премии "Бренд года", а Бережной - владелец трех фабрик в Москве, Владимире и Зарайске, которые обеспечивают работой 3 тысячи соотечественников. На вопрос: "Почему не разместили свое производство в Китае?" - Андрей Бережной отвечает коротко: "Неинтересно". Вместо того чтобы шить в стране с дешевой рабочей силой, он объявляет: "Наше производство - очаг сопротивления Китаю". Таких романтиков от обувной промышленности, нацеленных на ее возрождение, в стране немало. Они возглавляют Егорьевскую фабрику детской обуви и челябинскую фабрику "Юничел", Тульскую обувную фабрику, многочисленные обувные фабрики "ростовского куста". Все они создают продукцию, за которую не стыдно. Однако велик и процент предприятий, чей директорат, оставшийся со времен планового хозяйства, не способен перестроиться и продолжает выпускать товар, компрометирующий само понятие отечественной обувной промышленности. Именно такую, "допотопную", обувь любят использовать в качестве контраргумента лоббисты интересов импортеров и так называемых системных компаний, работающих на зарубежном аутсорсинге ("Эконика", "Терволина", "Альба", "Карло Пазолини" и другие). "Доброго слова не могу сказать об отечественной обувной промышленности", - заявила Наталья Демидова, генеральный директор Национального обувного союза (НОБС). Данная организация за глаза прозвана "китайским национальным обувным союзом". Впрочем, Наталья Игоревна не обижается: “Нам позарез нужна китайская обувь. У нас в России собственное обувное производство низкое: мы обеспечиваем лишь 16% внутреннего потребления. А в нише дешевой обуви мы вообще неконкурентоспособны”. По словам Демидовой, отечественная обувная промышленность может погибнуть не из-за импорта, а потому, что до сих пор не удосужилась сертифицировать свою продукцию по мировым стандартам. "У нее на это было достаточно времени - 10 лет. Пусть выпускает хороший продукт - и тогда не умрет", - резюмирует глава НОБС. Именно этот союз два года назад успешно пролоббировал временное снижение таможенных пошлин на импортную обувь - с 1 января 2006 года она снизилась до 10% (но не ниже 1,8 евро) за пару кожаной обуви. Наталья Демидова утверждает: именно эта мера за прошедший год в 3,6 раза увеличила объем легального импорта и дала бюджету 200 млн долларов дополнительных таможенных платежей, а также обеспечила 14% роста внутреннего производства. Такие данные безотказно подействовали на рабочую группу МЭРТа: в результате она предложила правительству с 1 июля 2007 года сделать временно сниженные пошлины постоянными. Против высказалось только Минпромэнерго: там считают, что снижение импортной пошлины должно произойти не раньше вступления России в ВТО - иначе потери бюджета (с учетом того, что около 120 млн пар обуви завозятся нелегально) составят 450 млн евро. Но, вдохновленная успехом, Наталья Демидова останавливаться не собирается. "Ждать вступления в ВТО мы не намерены, - заявила она. - Будем добиваться снижения ввозных пошлин до нуля". Впрочем, глава НОБС считает, что 30% от потребляемой обуви Россия все же должна производить внутри страны. По ее мнению, эту нишу должно занять в первую очередь производство детской обуви, в котором Россия добилась успеха и для которого государственная поддержка будет оправданной. “ Внутреннее производство обуви действительно выросло, но не из-за снижения пошлин - это же смешно! - возмущается Александра Андрунакиевич, исполнительный директор Российского союза кожевников и обувщиков (РСКО), в ответ на высказывания Натальи Демидовой. - Просто несколько компаний-локомотивов ведут отрасль”. Именно РСКО на днях и отправил обращения к премьер-министру и президенту. Обувщики возмущены: их даже не пригласили на заседание рабочей группы МЭРТ, где принималось окончательное решение по снижению пошлин. “Мы не против импорта как такового,- говорит Андрунакиевич. - Есть ниши, где российские производители действительно не конкурентны - это женская модельная, высококаблучная обувь. Но должны быть равные конкурентные условия. Емкость российского обувного рынка огромна - до 10 млрд долларов. Казалось бы, производство при таком огромном рынке тоже должно расти - а оно почти стоит. Все потому, что давит импорт: в прошлом году он вырос на 54%”. Импорт действительно растет: всего за 2006 год в Россию было легально ввезено 106 млн пар обуви. Одновременно доходы российских производителей за те полтора года, что снижены пошлины, упали с 15-20% до 7-10%. Обувщики видят один выход - в установлении единой ввозной пошлины на уровне 16,5%. Именно такую пошлину ввел недавно Евросоюз, чтобы оградить свой обувной рынок от экспансии китайского товара. Да и сам Китай, обеспечивающий уже около 60% мирового производства обуви, развивает свою обувную промышленность благодаря высокой ввозной пошлине (25%). В результате китайский обувьпром купается в инвестициях из Германии, Италии, Испании. А российские обувщики ждут вступления в ВТО как начала конца. |