05.06.2007  Рост расходов потребителей вдвое увеличивает выручку ритейлеров

   Рост потребительских расходов позволяет ритейлерам сохранять двукратные показатели роста выручки. По-видимому, эта ситуация сохранится не только в текущем, но и в 2008 году, что благоприятно скажется на росте стоимости акций этих компаний.
   Торговые сети отчитываются по итогам первого квартала столь же впечатляющими показателями, как и ранее. X5 Retail Group объявила о том, что ее чистая выручка выросла на 45,1% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и составила $1,106 млрд. Ранее свои данные опубликовал ближайший конкурент - сеть "Магнит", выручка которой увеличилась на 58,2%, а чистая прибыль - на 25,8%.
   Однако есть и негативные нотки в отчетностях ритейлеров. Их операционные расходы растут, часто опережая рост выручки. «Это связано как с бурным развитием розничных сетей, высокими темпами открытия новых магазинов, так и с ростом общерыночных цен, к примеру, на аренду», - сообщила аналитик ИК "Проспект" Ольга Самарец. В первую очередь от роста арендных ставок может пострадать сеть "Дикси", которая в 2006 году арендовала 69% торговых площадей. Восприимчив к этому фактору и "Магнит", арендовавший до 60% площадей.
   Кроме того, увлечение скупкой региональных активов становится все более дорогим занятием. В качестве примера можно привести сделку по слиянию двух сибирских сетей КОРА и "Холидей", в рамках которой КОРА была оценена исходя из коэффициента 1:1 к выручке. Укрупнение региональных игроков, равно как и рост стоимости торговых компаний в целом, будет продолжаться, поэтому в ближайшие два года агрессивная экспансия может стать слишком дорогой даже для лидеров отрасли.
   Региональная экспансия, как правило, осуществляется на заемные средства, и отдельные игроки сегодня уже довольно сильно обременены долгами. К лидерам рынка - Х5 и "Магниту" - это пока не относится.
   В ближайшей перспективе большинству ритейлеров придется вкладывать значительные средства в повышение эффективности своей операционной деятельности, то есть в ужесточение контроля над затратами, развитие логистических сетей и т. п.
   Между тем аналитики полагают, что пока чаша весов склоняется в пользу ритейлеров, которым по силам преодолеть тенденции к снижению рентабельности бизнеса. Во-первых, ожидается продолжение потребительского бума, который обеспечит ритейлерам рост выручки. "Об окончании экстенсивного роста говорить рано, - считает аналитик «КИТ-Финанс» Максим Саенков. - Видно некоторое замедление на рынках Москвы и Санкт-Петербурга, но в регионах по-прежнему наблюдается сильный приток покупателей и рост среднего размера чека". Поэтому говорить о насыщении рынка пока рано, соглашается аналитик ИК "Антанта-капитал" Андрей Верхоланцев. "На фоне роста потребления со стороны населения, вызванного продолжающимся увеличением личных доходов, говорить о предстоящем ухудшении финансовых показателей компаний считаю преждевременным", - уверен он.
   Действительно, доля организованной розницы в общем обороте розничной торговли еще не столь велика, так что рост розничных сетей за счет открытия новых магазинов, видимо, будет продолжаться еще несколько лет. Максим Саенков ожидает, что среднегодовые темпы роста в 2007-2010 годах составят 12%, при этом доля сетевой торговли на розничном рынке составит к 2015 году 65% против текущих 27%.
   Во-вторых, удорожание аренды было прогнозируемо, и уже в прошлом году ведущие ритейлеры стремились заключать договоры на сроки не менее семи-десяти лет. Кроме того, доля аренды в структуре затрат пока не столь критична - около 6-10% себестоимости, поэтому увеличение арендной платы не станет слишком болезненным для ритейлеров, пока их валовая прибыль растет на 50%, как это имело место в прошедшем квартале.
   В-третьих, в ближайшее время стоит ожидать сокращения темпов региональной экспансии, которая стала уже слишком дорогой. Замедление темпов роста сетей позволит улучшить показатели рентабельности за счет более эффективного использования уже существующих объектов.
   Помимо борьбы с издержками роста розничные компании прилагают серьезные усилия для сохранения маржи. Это достигается за счет увеличения доли товаров под собственными торговыми марками, а также попытками выйти в смежные секторы (например, в потребительское кредитование). Планы по наращиванию продуктов под собственной торговой маркой есть у большинства ритейлеров, и, по мнению аналитиков, они вполне уместны в текущих условиях. По оценкам Максима Саенкова, валовая рентабельность товаров под собственной маркой на 8-10% выше, чем у обычных товаров. Поэтому российские ритейлеры планируют наращивать долю private label в выручке. Например, "Магнит" хочет увеличить их долю с 10% до 20%, в X5 намечают поднять долю private label через пять лет в выручке магазинов "Пятерочка" с 9% до 40% и в "Перекрестке" - с 4,3% до 25%.