05.06.2007  Всемирная паутина на службе ритейла

   Электронная розничная торговля представляет собой значительное новшество, которое будет оказывать все большее влияние на все аспекты коммерческой деятельности в России, в том числе на розничную торговлю продуктами питания, считает генеральный директор Core Competences Retail Evolution Company Олег Бакун. По его словам, Всемирная паутина все глубже пронизывает большую часть рынка - банковский сектор, ресторанный бизнес, поставщиков товаров и услуг, производителей, туристических операторов, страховой сектор, перевозчиков и многих других. Розничная торговля продуктами питания не является исключением. Практически все крупные международные розничные компании развивают услугу продажи товаров через интернет на стратегическом уровне.
   По мнению О.Бакуна, рост торговли через глобальную сеть будет также поддерживаться ростом числа пользователей, подключенных к глобальной сети, и, что более важно, ростом числа интернет-сайтов и продукции, доступной в режиме он-лайн.
   Для организации интернет-торговли есть два основных способа: покупка уже существующих раскрученных специализированных сайтов или создание собственных сайтов с нулевого уровня. Оба способа оправданны и не являются для крупных ритейлеров затратными проектами, так как торговые операторы уже имеют большие группы лояльных потребителей, готовых подключиться к новому виду услуг. Это подталкивает ритейлеров к ценовой конкуренции в интернет-торговле и совершенствованию технологий своих интернет-магазинов.
   Как правило, интернет-торговля основана на предложении товара по более низкой цене, чем выставленный в обычных розничных магазинах. Дополнительные расходы по доставке могут возникнуть в случае незначительных сумм заказов (многие интернет-сайты обозначают уровень минимального заказа, при котором не взимается оплата за доставку).
   < Как отметил генеральный директор ООО "7к-Доставка" Александр Никоноров, торговля продуктами питания через интернет-магазины в мегаполисах весьма распространена, ее популярность будет возрастать день за днем. Чтобы следовать рыночным тенденциям, в рамках компании "Седьмой континент" организована служба "7к-Доставка", с помощью которой клиент может осуществить заказ продуктов питания в интернет-магазине и получить их с доставкой.
   При этом он обратил внимание на то, что организация торговли продуктами питания через интернет требует надежной работы программного обеспечения и резервирования аппаратного обеспечения, которое должно функционировать в режиме 24 часа 7 дней в неделю 365 дней в году.
   По словам А.Никонорова, затратная часть в интернет-магазине меньше, чем в стандартном супермаркете, за счет меньшего размера фонда оплаты труда и более низких арендных платежей, но требования, предъявляемые к рентабельности работы любой коммерческой организации вынуждают поддерживать определенный уровень наценки. Также не стоит забывать о том, что в интернет-магазине есть дополнительные расходы, которые складываются из затрат на содержание автотранспорта, бензин, мобильную связь, продвижение услуги в сети, обслуживание софта интернет-магазина, оплату сотрудников, которые принимают и комплектуют заказы клиентов.
   Управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко добавил, что самым дорогостоящим для организации торговли через интернет являются транспорт и люди. Так, организация сайта, адаптированного под интернет-торговлю, будет стоить порядка 3-7 тыс. у.е. в зависимости от сложности, call-центра на мобильных переадресуемых телефонах - 200-1500 у.е., заработная плата шести курьеров-водителей составит 5-7 тыс. у. е. в месяц, на ГСМ и амортизацию транспорта придется выделить в месяц 1-2 тыс. у.е., а цена самого транспорта ограничения не имеет.
   По его словам, имеет смысл заниматься торговлей через интернет малым предпринимателям, торгующим электроникой, так как в отличие от продуктов питания, где выбор огромен и на 95% эмоционален, в электронике в каждом привлекательном для покупателей сегменте работают всего два-четыре бренда.
   В России рынок продаж через интернет находится только в стадии зарождения, считает Эрик Мюзо, директор по технологиям торговли ГК "Вестер". Уровень развития торговли в России и процент компьютеризации и подключения к глобальной сети русского населения еще недостаточен для того, чтобы успешно вести этот вид торговой деятельности.