05.06.2007  Уже не склад, еще не магазин

   Формат мелкооптовой торговли был особенно популярен в России в начале 90-х годов: тогда именно мелкий опт получил наиболее быстрое развитие, а мелкооптовые рынки и склады стали предшественниками первых cash & carry. Современные специализированные торговые предприятия уже соответствуют принятым представлениям о данном формате не только по ориентации на клиента и ценовой политике, но и по организации торгового пространства, технологии хранения и обслуживания, наличию дополнительных услуг и т.д.
   Зачастую формат cash & carry развивают компании, занимающиеся оптовыми поставками или производством предлагаемой продукции. В сегмент cash & carry также выходят фирмы, изначально работавшие в розничном направлении, но объемы закупок для сети магазинов которых достигли объема оптовых продавцов. Тип предлагаемой продукции не ограничивает возможности по организации cash & carry - этот формат с одинаковым успехом используют компании, торгующие и шинами для автомобителей, и живыми цветами. Однако самыми распространенными типами продукции, продающейся в cash & carry, являются посуда, товары для дома и подарки.
   Выделяются три варианта позиционирования cash & carry с ориентацией на разные группы покупателей: мелкооптовые покупатели; розничный покупатель; мелкий опт и розница одновременно.
   Позиционирование во многом определяет требования к месту расположения и помещению, в котором находится магазин, системе обслуживания, количеству необходимых кассовых узлов, линейке дополнительных услуг и др. При ориентации на B2B владелец cash & carry в той или иной степени искусственно ограничивает покупательскую аудиторию, применяя один из распространенных методов: установление минимальной стоимости покупки, предоставление возможности совершения покупок исключительно представителям коммерческих структур или представление продукции, в закупке которой заинтересованы исключительно профессионалы рынка.
   Ориентация на тот или иной слой потребителей определяет требования к месту расположения магазина формата cash & carry: если для профессионалов на первое место выходит необходимость удобных подъездных путей, наличие зоны загрузки и отсутствие пробок по пути в магазин, то для обычных покупателей удобным является расположение в центральной части города или около метро. Эти два требования обычно противоречат друг другу, заставляя владельцев cash & carry акцентировать внимание на привлечении только одной части потребительской аудитории.
   Различаются требования, предъявляемые к торговому залу cash & carry и помещению склада. Это проявляется в размере площади и высоте потолков (если оптимальной высотой для размещения склада считаются 6-12 м, то в зависимости от типа продукции, представленной в cash & carry, магазин этого формата может обслуживать покупателей в помещении с высотой потолков 3 м), эстетике помещения, наличии дебаркадеров, разгрузочно-погрузочных зон и т. д. Кроме того, для организации cash & carry применяются стеллажи, выступающие одновременно в качестве палетных и полочных. Верхние ярусы стеллажа используются для хранения, нижняя часть - для выкладки товара. Глубина стеллажей cash & carry варьируется в среднем от 0,6 до 1,5 м, высота - от 2,2 до 10 м, ярусы выдерживают вес до 16 тонн.
   Несмотря на то, что магазины формата cash & carry в большинстве случаев открывают компании, имеющие подразделения, занимающиеся крупным оптом, ассортимент продукции, представленной в торговом зале магазина и на главном складе, часто различается. Это может быть продиктовано не только требованиями потребителей услуг того или иного департамента компании, но и возможностями хранения.
   Хотя в самом названии формата подчеркивается то, что покупатель самостоятельно занимается доставкой (carry), российские cash & carry предоставляют услуги, характерные для традиционной оптовой торговли. Это касается в первую очередь именно доставки, а также оплаты по безналичному расчету. Как правило, в магазинах, ориентированных одновременно на опт и розницу, проблема различного подхода к оплате закупок решается при наличии отдела по работе с оптовыми клиентами или бухгалтерии в каждом из магазинов.