04.06.2007 Свердловская область: нашествие московских и международных сетей Вторжение московских и международных сетей на уральский рынок приобрело в последнее время характер эпидемии. Екатеринбург вслед за всем миром переживает эпоху глобализации потребления и унификации технологий производства и продаж. Бизнес-сообщество озабочено: как противостоять стандартизации потребительского спроса, отношений производителей и покупателей услуг. Мир давно ломает над проблемой голову. США, пережившие сетевую экспансию еще в 60х, нашли несколько удачных рецептов. Так, сеть маленьких продуктовых магазинов Trader Joe’s легко сосуществует с гигантами вроде Walmart. Секрет успеха — ориентация на индивидуальный подход к каждому покупателю, необычную и редкую еду, особое обслуживание и уют торговых залов. Одноэтажная Америка приняла идею весьма благосклонно — сеть насчитывает уже более 200 магазинов. Не отстают и производители уникальных товаров. Сотни маленьких дизайнерских бутиков — обычное дело для любого крупного американского города. Быстрые темпы экономического развития Свердловской области, сопровождающиеся повышением уровня жизни и доходов населения, приводят к тому, что за эти растущие доходы борется все большее количество магазинов, торговых центров, туристических фирм. Иногда в высоких ценовых сегментах приходится конкурировать с игроками смежных рынков. Появившиеся в Екатеринбурге розничные магазины московских сетей изменили лицо потребительского рынка. В продовольственном сегменте тенденция наиболее ярко проявилась с приходом французской ритейловой сети Аuchan. В непродовольственном — с открытием в октябре 2006 года магазина IKEA, шестой в России точки шведского мебельного гиганта, — конкуренция особенно усилилась в среде мебельщиков. Причем в отличие от продуктовых ритейлеров, предлагающих относительно схожий набор товаров и услуг, торговцы мебелью столкнулись с принципиально новым вызовом: огромные площади, современный дизайн, низкие цены, непривычное для низкого сегмента качество, отточенные формат и технологии продаж. На достигнутом IKEA останавливаться не собирается — в планах строительство супермаркета в Сибири, проекты в лесной промышленности Свердловской области. Местные производители оказались в совершенно новых условиях. Наиболее мрачные прогнозы: IKEA легко вытеснит уральцев из нижнего ценового сегмента их собственного рынка. Российские компании способны конкурировать с гигантами. Стандартам и низким ценам они могут противопоставить качество обслуживания и специальные услуги, предлагать отличающийся товар по хорошей цене, сопровождая это индивидуальным подходом к клиенту. Уставший от бесконечного шведского круговорота потребитель готов заплатить больше, лишь бы ему уделили немного больше внимания. Проблема одна — отсутствие действительно сильного предложения. Фирмам, работающим в средневысоком и высоком ценовых сегментах, легче: IKEA переманивает у них незначительную долю потребителей — не всех привлекает аскетизм идеологии «сделай сам» и суматошные столпотворения. Тем не менее борьбы за клиента со стороны российских компаний не наблюдается. Через год в Екатеринбурге практически не останется людей, которые ни разу не купили хоть что-нибудь в IKEA. От торговой глобализации и прихода сетевых компаний местные производители могут выиграть. Клиент приобщается в той же IKEA к мировым тенденциям в дизайне, начинает понимать, что такое европейское качество, воспитывает вкус. Сегодня он купит дешевую китайскую вазочку, а завтра, зарабатывая больше, будет покупать уже дизайнерские предметы интерьера. Начнется отток покупателей от IKEA: пройдя своеобразную «шведскую школу», они будут ментально готовы к приобретению немассовых вещей. А местные компании в условиях жесткой конкуренции оттачивают мастерство, осваивают новые методы и технологии, впитывают европейский стиль. В первую очередь — учатся позиционировать себя, искать свое лицо. Правда, пока они способны противостоять, лишь объединяясь в крупные мебельные центры. |