01.06.2007 В.Стржалковский: туроператор по определению не может быть малым К началу лета все туроператоры должны застраховать свою гражданскую ответственность перед клиентами за неисполнение взятых на себя обязательств или иметь банковскую гарантию их исполнения. О том, как изменится туристический рынок и чего ждать от этих перемен российским туристам, рассказал руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский. В: Сколько туроператоров внесено в Единый федеральный реестр к 1 июня? И сколько еще туда попадут? О: На сегодняшний день подано около 1800 заявок на включение сведений о туроператоре в единый федеральный реестр. Все эти компании получили финансовые гарантии в банках или страховых компаниях и сведения, которые они предоставляют в Ростуризм, соответствуют заявленным в законе требованиям. К моменту отмены лицензирования туристской деятельности, то есть к 1 января 2007 года, было выдано более 10 тысяч туроператорских лицензий, однако подавляющее большинство этих компаний на деле не являлись реальными туроператорами. Сейчас ситуация выравнивается и на рынке остаются те компании, которые готовы нести реальную финансовую ответственность перед своими клиентами. Думаю, в ближайшие 2-3 года процесс продолжится - количество туроператоров сократится еще. В: Не приведет ли уменьшение числа компаний (в основном, небольших) к сокращению предложений и росту цен на путевки? О: Туроператор по определению не может быть малым. С 2002 года, когда было введено раздельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, действовали требования к туроператору, среди которых, например, были такие, как наличие в штате не менее семи сотрудников. На практике, понятно, у туроператора, через которого проходят тысячи туристов, в штате должно быть уж точно больше семи человек. А им ведь нужно платить зарплату, размещать рекламу, оплачивать аренду офиса и прочее. Как ни странно, но рентабельность туроператорского бизнеса крайне низкая и редко когда достигает 5%. Как следствие - туроператор может зарабатывать не потому, что он дорого продает (многочисленные конкуренты не позволят сильно повышать цены), а потому что у него много клиентов. Вот и получается, что оборот его должен превышать 100 миллионов рублей в год. Мы прогнозировали, что стоимость финансовой гарантии для добросовестного туроператора будет колебаться от 1 до 5% от размера гарантии. Практика показала, что в большинстве случаев стоимость гарантии и вовсе составляет 1-2%. Что такое 50 - 100 тысяч рублей для компании, отправляющей тысячи, а то и десятки тысяч туристов в год? Что же касается турагентств, которые на самом деле и являются предприятиями малого бизнеса, то им как раз финансовая гарантия не нужна. Их деятельность регулируется Законом "О защите прав потребителей" и Порядком оказания туристских услуг. Для агентств это прежде всего означает повышение качества туристского продукта и как следствие - количества продаж. Так что я считаю, что все эти разговоры, раздутые общественниками, пытающимися сделать себе рекламу, на якобы отстаивании интересов туристического рынка, необходимо прекратить навсегда. Рынок сделал свой выбор в пользу фингарантий, а подтверждением этого выбора должно стать явное снижение количества жалоб и судебных исков от недовольных туристов. В: А что выиграют потребители с принятием нового закона? Можно ли говорить, что теперь российский турист защищен? О: Закон направлен на повышение ответственности туроператоров перед туристами, но нельзя исключать человеческий фактор. К сожалению, менталитет наших туристов еще пока позволяет вешать им лапшу на уши. Турист защищен до конца тогда, когда он сам знает свои права. В: Как проверить "чистоплотность" туроператора или турагента? О: Прежде всего хочу обратить внимание на то, что необходимо удостовериться в наличии финансовой гарантии у туроператора и факте нахождения его в едином федеральном реестре туроператоров. Реестр есть в свободном доступе на сайте Федерального агентства по туризму. Кроме того, он будет несколько раз в год публиковаться в центральных СМИ. В случае крайних сомнений подтвердить наличие гарантии у туроператора могут банк или страховая компания, которые выдали туроператору финансовую гарантию. Если же вы приобретаете путевку в турагентстве, то отныне оно обязано сообщить вам, какой туроператор сформировал ваш тур, и вы можете тем же путем проверить, имеет ли право этот туроператор вести свою деятельность на территории России. В: Как в новых условиях будут действовать туроператоры, не вошедшие в реестр? Можно ли покупать у таких фирм путевки? О: Ростуризм разослал во все консульства уведомления о том, что с 1 июня на территории Российской Федерации вступает в силу новое туристское законодательство. Ни одно консульство не выдаст визу туроператору, если тот не включен в реестр. Сами же консульства присылают нам в ответ письменные подтверждения того, что они будут осуществлять проверку туроператоров по реестру, прежде чем сотрудничать с ним. Поэтому фирма, если она не включена в реестр, просто не сможет работать. Туристам же, повторю, следует быть бдительными и проверять, где они приобретают свои туры. Ведение туроператорской деятельности без включения в единый федеральный реестр туроператоров незаконно. |