01.06.2007  Перспективы развития рынка факторинга лежат в сфере МСБ

   
   Рынок факторинга в России вышел на новую стадию развития. Если до сих пор наибольшее число сделок совершалось с компаниями крупного и среднего бизнеса, то теперь компании-факторы начинают делать ставку на развитие массового сектора. Специально для него они начинают развивать некий аналог экспресс-кредитования — коробочные продукты. По оценкам экспертов, развитие этого направления сразу несколькими крупными игроками может взорвать рынок.
   Отличием коробочных продуктов является стандартизация процессов финансирования клиента. При этом, по мнению многих участников рынка, стандартизировать необходимо прежде всего такие выскорисковые продукты, как факторинг без регресса.
   При этой услуге фактор, профинансировавший продавца под уступку дебиторской задолженности покупателя, не может в случае фактического отказа последнего в выплате обратить взыскание на первого. Подобные случаи не так редки, как кажется. Участники рынка утверждают, что, например, некоторые представители розничной торговли уклоняются от выплаты долга, делая вид, что не получали уведомления с требованием об уплате.
   «С точки зрения банковской операции факторинг без регресса очень рискован, — пояснил начальник управления факторинговых операций НОМОС-банка Владимир Колодяжный. — Его фактически возможно было предоставлять только тем клиентам, кредитная история и деловая репутация дебиторов которых не вызывают сомнения». Выведение же на рынок стандартизированных продуктов подразумевает необходимость управления возникающими рисками, в том числе с помощью скорринга. «Еврокоммерц», например, создает практически собственное «бюро факторинговых историй».
   При работе с крупными клиентами, кредитная история которых хорошо известна, банк может минимизировать риски без применения скорринговых схем. Кроме того, при индивидуальном подходе, который предпочитают использовать банки, обычно предусматривается возможность регресса, что уменьшает риски.
   Банки, впрочем, свое нежелание заниматься стандартизированными продуктами объясняют ориентацией на крупный бизнес. Заместитель начальника отдела факторинга Международного московского банка Геннадий Золкин считает, что стандартизация в основном необходима при расширении клиентской базы среди малого бизнеса. «Наш бизнес построен на взаимоотношениях с крупными клиентами, поэтому нам важен индивидуальный подход», — подчеркнул он.
   Однако некоторые участники рынка считают, что время индивидуальных решений ушло и настало время стандартизированной продукции. По их мнению, индивидуальный подход не позволяет сохранить высокие темпы роста, имевшие место последние несколько лет.
   Крупные клиенты не нуждаются в управлении дебиторской задолженностью, им необходимо только краткосрочное финансирование. «Крупные компании обладают достаточными собственными ресурсами для контроля над задолженностью своих клиентов и оценки их платежеспособности, в то время как в растущем малом и среднем бизнесе, помимо того, что у него нет для этого средств, при получении подобных услуг объемы продаж моментально растут, — поясняет президент компании «Еврокоммерц» Григорий Карповский. — Поэтому факторинг в классическом понимании необходим прежде всего ориентированным на рост малым и средним компаниям».
   При этом, по мнению г-на Карповского, стандартизировать можно и нужно не только факторинг без регресса, но и все факторинговые услуги. Это позволяет намного сократить время предоставления финансирования и упростить саму процедуру обращения клиента за этим самым финансированием, подчеркивает г-н Карповский
   Потенциал для дальнейшего развития рынка факторинга лежит именно в сфере малого и среднего бизнеса. Крупных компаний, которые бы являлись потенциальными потребителями факторинговых услуг, сравнительно мало, темпы их роста сейчас не настолько велики, чтобы делать ставку на них при агрессивном развитии факторингового бизнеса, в отличие от компаний малого и среднего бизнеса. Таким образом, драйвером роста рынка факторинга, по мнению его участников, могут стать именно стандартизированные продукты, ориентированные на малый и средний бизнес. «Сейчас основной объем невостребованного спроса поступает со стороны растущего малого и среднего бизнеса», — подчеркивает Илья Волков.
   По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем сделок факторинга без регресса, которые наиболее востребованы малым и средним бизнесом, сейчас не превышает 10%. В то же время в развитых странах факторинг без регресса занимает порядка 80% всего европейского оборота факторинговых сделок.
   В этот вид факторинга, помимо предоставления краткосрочного беззалогового финансирования, включается также управление задолженностью, то есть оценка надежности потенциальных покупателей продукции компании, учет ее продаж и задолженности покупателей перед ней, сбор задолженности. В данном случае факторинг позволяет клиентам освободиться от задач, которые оттягивают значительное количество средств, времени и человеческих ресурсов. «Это значимо отражается на объемах продаж прежде всего у компаний малого и среднего бизнеса», — отмечает Григорий Карповский.
   «Если крупные банки заинтересуются предоставлением услуг факторинга без регресса, то ежегодный прирост рынка не только не сократится, как это ожидается сейчас, со 100 до 70–80%, а вырастет до 150%», — считает директор департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА» Павел Самиев.
   При этом на российском рынке факторинга действуют в основном банки, которые раньше не рассматривали возможность предоставления услуг малому бизнесу. Например, председатель правления банка Национальная факторинговая компания, который, так же как и «Еврокоммерц», предоставляет услуги факторинга без регресса, Михаил Трейвиш говорит, что его компания пока не собирается заниматься стандартизацией. НФК, как и большинство ее конкурентов, делает ставку в основном на крупные и средние компании и малый бизнес, который готов перерасти в средний. При этом г-н Трейвиш отметил, что его компания сейчас тоже готовит серию новых продуктов, некоторые из которых уже вышли на рынок. «Ряд новых продуктов был недавно выпущен в сотрудничестве с ВТБ и «Уралсибом», — подчеркивает г-н Трейвиш. — С «Уралсибом» мы создали экспресс-факторинг для малого бизнеса, а с ВТБ — синдицированный факторинг для среднего и крупного бизнеса».
   Пока стандартизированные продукты предлагает рынку только «Еврокоммерц», разработавший и выпустивший на рынок пять коробочных продуктов, что в том числе позволило компании занять лидирующее положение на рынке. Кроме того, нечто подобное собирается предложить рынку НОМОС-банк. «Сейчас спрос на факторинг без регресса значительно вырос, поэтому есть необходимость в его выведении на рынок, — считает начальник управления факторинговых операций НОМОС-банка Владимир Колодяжный. — Все имеющиеся риски можно покрыть за счет массовости продукта и разработки определенных скоринговых систем. Однако без стандартизации этот продукт все же достаточно рискован, поэтому мы планируем в среднесрочной перспективе также вывести на рынок подобие коробочного продукта».