30.05.2007  Российские абоненты предпочитают купить мобильник и не звонить

   Российские мобильные пользователи слишком много тратят на покупку телефонов в ущерб затратам на услуги связи, считают в MForum Analytics. При таком соотношении затрат абонентов операторам связи пока невыгодно выходить на рынок сотового ритейла. Однако, по мнению некоторых экспертов, в ближайшие годы представители «большой тройки» вытеснят ритейлеров и захватят рынок телефонов.
   По данным MForum Analytics, российские абоненты тратят на покупку мобильных телефонов средства, сравнимые с затратами на услуги сотовой связи. К примеру, в 2006 году в структуре расходов сотовых абонентов 34% пришлось на телефоны, а 66% — на связь. В регионах на связь тратят еще меньше. В странах Западной Европы показатели затрат составляют, соответственно, 14 и 86%.
   Эти выводы аналитики получили в ходе сравнения ARPU и усредненных ежемесячных затрат в месяц абонента на покупку сотового телефона, полученных путем деления его стоимости на срок пользования трубкой.
   В США и Западной Европе операторы сами занимаются продажами телефонов. «Лоченые» трубки продаются со значительной скидкой, однако в них установлено специальное программное обеспечение, блокирующее замену SIM-карты. По условиям контракта абонент в течение нескольких лет вынужден пользоваться услугами того оператора, в розничной сети которого он купил телефон.
   Сейчас российским операторам невыгодно запускать продажи «лоченых» телефонов — их субсидии не окупятся, так как абоненты мало тратят на связь. Однако в ближайшие годы ситуация может измениться. «Российский рынок в течение двух-трех лет приблизится к европейской структуре затрат абонентов на связь», — считает аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев.
   «Пока мы такую возможность не рассматриваем. Если МТС начнет продавать телефоны под собственным брендом, то это либо должны быть какие-то уникальные на рынке терминалы, либо их цена должна быть крайне привлекательной», — отметила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. «Мы не планируем в ближайшее время выйти на рынок лоченых телефонов», — сообщила менеджер по связям с общественностью «ВымпелКома» Екатерина Осадчая.
   По мнению пресс-секретаря Dixis Надежды Винниковой, сотовики выйдут на рынок сотового ритейла, только продавать они будут обычные, нелоченые трубки. «Будущее рынка телефонов в России в любом случае за операторами. Учитывая их финансовые возможности, они станут серьезными конкурентами существующим ритейлерам. В долгосрочной перспективе рынок целиком перейдет в руки операторов», — уверена г-жа Винникова.