30.05.2007  Розничные сети перенесут аномальную жару без особых потерь

   Розничные сети перенесут аномальную жару, установившуюся в ряде российских регионов, без особых потерь, при этом их результаты во многом будут зависеть от качества логистики, считают эксперты и участники рынка.
   По оценке Геннадия Фролова, директора по коммуникациям X5 Retail Group, управляющей сетями "Пятерочка" и "Перекресток", рост потребления прохладительных напитков, пива и мороженого перекрывает снижение спроса на крепкий алкоголь и высококалорийные напитки, которое наблюдается в жару.
   Однако на вопрос о том, является ли жара положительным фактором для ритейла, по мнению Г.Фролова, нельзя ответить однозначно, поскольку снижается спрос на ряд высокомаржинальных товаров и растет - на низкомаржинальные товары. Поскольку наступление аномальной жары и ее длительность нельзя предсказать, то в таких погодных условиях выигрывают те ритейлеры, у которых хорошо развита логистика, поскольку они могут гибче реагировать на изменение спроса, считает Г.Фролов.
   Директор по связям с общественностью ОАО "ТД "Копейка" Анастасия Щукина сообщила, что в период жары обычно покупают больше "сезонных товаров" - прохладительных напитков, мороженого, шашлыков, фруктов и овощей. "Остальных товаров, следовательно, закупаем меньше - в целом продажи в норме", - добавила она.
   Пресс-секретарь ОАО "Седьмой континент" Валерия Ломоносова также сообщила, что в жаркий период растет спрос на воду, квас, а также мороженое, свежие фрукты и овощи. К примеру, спрос на мороженое вырос почти на 100%, квас - на 260%, воду - на 35%, холодный чай - на 65%. Снижается спрос на крепкий алкоголь, но "Седьмой континент" продолжает держать постоянный ассортимент, добавила она.
   Снижение спроса на высококалорийные продукты очень незначительно по сравнению с ажиотажем в сегменте "сезонных товаров", говорит PR-директор сети "Патэрсон" Марина Киселева.
   Полное спокойствие царит в крупнейшем по количеству магазинов российском ритейлере "Магнит", который особенно широко представлен в Южном федеральном округе. "Жара - не плохо и не хорошо. Это данность, которую мы не можем изменить. Если Вы не знали, то с этим мы сталкиваемся каждый год с конца апреля-начала мая по конец сентября. Повышение температуры до 30 градусов и удержание этого показателя на столбике термометра на протяжении недели почему-то вызывает шок у жителей столичного региона. Почему? Не знаю. Вам виднее. Люди реже ходят в магазин? Немного. Но меньше не едят", - заявил директор по работе с инвесторами "Магнита" Олег Гончаров.
   "Плюс 30-35 в тени - не аномальная жара для Юга. Обычная температура весны-лета. Да, жарко, но не более того. Больше расходуется электроэнергии на кондиционирование помещений и работу холодильников, морозильных камер в торговых залах магазинов и в складских помещениях на распределительных центрах. Больше продается безалкогольных и слабоалкогольных напитков и пива", - отметил он.
   Как сообщили в пресс-службе сети "Дикси", в жаркий период спрос на воду вырос на 33,3%, на мороженое - на 23,9%. В свою очередь спрос на коньяк и бренди снизился на 16,8%.
   По оценке управляющего партнера сетей "Гастрономчикъ" и "Продэко" Дмитрия Потапенко, на работу сетей жара особо не влияет. По его мнению, главное - подготовилась ли сеть к жаркому периоду. Он также отмечает падение продаж некоторых товарных категорий, но считает, что особого падения не наблюдается.
   По мнению аналитика "Метрополя" Михаила Красноперова, теплая погода - это хорошо для магазинов, так как если в холодную погоду спрос немного снижается, то в теплую погоду магазины выходят на нормальный уровень. При этом аналитик считает, что жара лучше влияет на загородные магазины.
   Аналитик FIM Securities Мария Давыдова считает, что на вопрос о том, влияет ли жара на ритейл положительно или отрицательно, нет однозначного ответа, поскольку на некоторые маржинальные товары спрос растет, а на некоторые - снижается. По оценке М.Давыдовой, жаркий период хорошо влияет на продажи магазинов больших форматов и не очень хорошо - на продажи магазинов формата "у дома".
   Руководитель аналитического направления "Собинбанка" Тигран Оганесян, напротив, считает, что в такую погоду подъем продаж может быть как раз у магазинов формата "у дома", а не у гипермаркетов.