29.05.2007  Власть налаживает диалог с транспортным бизнесом России

   29 мая в Российской академии госслужбы при Президенте РФ состоялась конференция Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) «Международные автомобильные перевозки: проблемы и перспективы».
   Заместитель директора департамента Минтранса России Александр Шерстнев ознакомил участников конференции с состоянием и перспективами развития международных автомобильных перевозок в Российской Федерации.
   По его словам, АСМАП, реализующая программу повышения конкурентоспособности российских международных перевозчиков в преддверии вступления России в ВТО, на сегодня объединяет в себе 23 200 единиц подвижного состава, перевозящего в год 29,4 млн тонн грузов стоимостью $65 млрд при годовом количестве рейсов, равном 900 тыс.
   Доля автомобильного транспорта в обеспечении внешнеторгового оборота России составляет 25,5%. В сфере международных автомобильных перевозок занято 150 тысяч человек. На территории страны с российскими перевозчиками сотрудничает 16 тысяч организаций-партнеров, 3 тысячи российских компаний действуют на рынке муждународных перевозок, 1539 из них являются действительными членами АСМАП.
   Суммарный годовой доход перевозчиков составляет $2,4 млрд, количество отчислений в бюджетную систему страны в год составляет $250 млн.
   В частности, в 2006 году объем перевозок грузов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами увеличился на 9,6% по сравнению с 2005 годом, отметил А.Шерстнев. В структуре объемов перевозок по-прежнему преобладал импорт, доля которого составила 64% (61,6% в 2005 году), российскими перевозчиками в 2006 году осуществлен объем перевозок в 11,8 млн тонн, их доля составила 40,1% (40% в 2005 году).
   Особую озабоченность российских перевозчиков вызывают введенные Евросоюзом новые правила перевозок, затрагивающие уже сложившиеся в практике российских перевозчиков режимы труда и отдыха, регламента считывания и хранения данных, распределения ответственности. Российские перевозчики настаивают на урегулировании спорных вопросов всеми доступными дипломатическим методами и просят российские власти принять все меры для облегчения доступа отечественного транспортного бизнеса на зарубежные рынки, заявил А.Шерстнев.
   Заместитель начальника отдела контроля за транзитом товаров главного управления организации таможенного контроля ФТС России Константин Сяськов, уловив недовольство перевозчиков многокилометровыми очередями на пунктах пропуска, заявил, что таможенные проверки грузов не могут быть отменены, потому что только в 2006 году было оформлено более миллиона международных транзитных перевозок, и грузопоток, в том числе недостоверно декларируемый, продолжает расти. Решением проблемы, по мнению К.Сяськова, может быть лишь радикальное развитие инфраструктуры, совершенствование таможенных процедур с использованием новейших технологий учета и контроля, автоматизация труда работников таможенной службы. К.Сяськов отметил, что, несмотря на сокращающийся процент товара, не прибывающего в страну по тем или иным причинам, тревогу таможенников вызывает предоставление недостоверных сведений о товарах, а также утрата средств идентификации товаров и транспортных средств. И то и другое может служить причиной недопуска машин к процедуре МДП (международных дорожных перевозок) как неотъемлемой составляющей таможенного оформления машин и грузов, заявил К.Сяськов.
   Заместитель руководителя консульского департамента МИД РФ Андрей Подъёлышев рассказал о некоторых новациях в области оформления виз. В частности, он отметил, что визовая работа является одним из основных видов деятельности МИД РФ, которое осознает ужесточившийся в последнее время процесс выдачи виз российским гражданам иностранными посольствами, консульствами и представительствами и делает всё возможное, чтобы облегчить этот режим. В этой сфере необходимо заключение международных договоров на двусторонней основе, считает А.Подъёлышев. Он назвал «прорывом» заключение соглашения с ЕС об упрощении порядка выдачи виз российским гражданам, чётко определяющим перечень необходимых документов, стоимость каждой визы и виды виз. Для перевозчиков сократился до минимума список документов, предоставляемых для выдачи визы.
   В соответствии с условиями соглашения, необходимым и достаточным является обращение какой-либо российской ассоциации перевозчиков с просьбой предоставить визу конкретному водителю без подтверждения или обоснования, предусмотренного законодательством какой-либо из сторон.
   Для получения визы водителем-перевозчиком грузов будет необходима страховка, паспорт, анкета и документ, подтвержающий наличие средств к существованию. Первоначально ему будет предоставляться однократная виза, и если в течение года водителем не будет произведено каких-либо нарушений, срок ее увеличится на год, вплоть до срока от двух до пяти лет. Для России Евросоюзом вводится сбор за получение визы в размере 35 евро, для других стран сбор, вероятно, будет почти в два раза больше (до 85 евро), сообщил А.Подъёлышев. Срок рассмотрения заявки на получение визы сокращен до 10 дней, и консул имеет право продлить его или потребовать дополнительных документов лишь в случае обоснованных подозрений, которые должен подтвердить российской стороне. При МИД РФ создается комитет по соблюдению соглашения, в который следует предоставлять информацию о соблюдении Евросоюзом условий соглашения. В перспективе, отметил А.Подъёлышев, российская сторона должна будет придти к безвизовому режиму со странами Евросоюза. На сегодня в Евросоюз входит 27 стран, и соглашение действует на территории всех стран, кроме Дании, Норвегии и Ирландии, статус которых в ЕС еще не совсем определенен и с которыми МИД РФ ведутся отдельные переговоры. МИД намерен жестко ставить вопрос о соблюдении соглашения, заявил А.Подъёлышев.
   Руководители транспортных компаний задали представителям власти некоторые весьма злободневные вопросы, касающиеся волокиты с оформлением грузов, конкретными процедурами выдачи необходимых документов.