25.05.2007  Москва: Мосгордума намерена защитить туристов от форс-мажора

   К началу отпускного сезона московские депутаты вспомнили про отдых. Точнее, про связанные с ним неприятные сюрпризы, от которых не застрахованы москвичи.
   Ситуация, когда наших туристов размещают в номере с видом не на море, а, к примеру, на стену, стала уже стандартной. Впрочем, это еще самые безобидные минусы, которые наши люди нередко быстро ликвидируют, давая портье "на лапу" за то, что им полагается по туристическому договору с фирмой. Есть ли способ законодательно защитить москвичей от подобных непредвиденных сложностей во время отдыха за рубежом? Глава комиссии Мосгордумы по законодательству Инна Святенко считает, что такой вариант, похоже, найден: это страховка от форс-мажора по аналогии со страховым медицинским полисом.
   Правда, у многих, знакомых с туристической сферой, тут же возникает вопрос: к чему разрабатывать новую страховку, если с 1 июня вступает в силу долгожданный закон о финансовых гарантиях туроператоров (его готовили почти 8 лет). Напомним, что по обновленному Закону "Об основах туристской деятельности в РФ" с июня начнется "зачистка" турбизнеса от сомнительных контор, коими будут считаться те, кто не подтвердит свою благонадежность наличием крупного страхового поручителя или банковской гарантией (500 тыс. рублей - для внутреннего туризма, 10 млн рублей - для международного).
   Предполагается, что именно из этой копилки туристам оплатят компенсацию, если, к примеру, фирма не выполнила какие-то пункты договора. Например, не забронировала отель. Таким образом, традиционные скандалы, связанные с очередным вызволением обманутых туристов через российское консульство, должны быть сведены на нет.
   Но, уверяют депутаты, этот документ не регламентирует частные неприятные сюрпризы вроде размещения в номере категорией пониже (без оплаченного вида на море) или необоснованного задержания полицией. Инна Святенко предложила привлечь к разработке законопроекта о юридической защите российских туристов и представителей туристических и страховых компаний: они должны обобщить зарубежный опыт.
   “Дело в том, что в столичный комитет по туризму приходит немало писем от москвичей, которые, выехав на отдых за рубеж, попали там в неприятные ситуации и не получили никакой помощи ни от представителей турфирмы, ни от консульства, - пояснила И.Святенко. - У нас накопилось много реальных шокирующих историй, суть которых сводится к одному неутешительному факту: нашим туристам, даже купившим очень дорогой тур, не гарантирован качественный отдых. Качественный - значит прежде всего защищенный. И чтобы хоть как-то исправить ситуацию, мы призвали на помощь страховые компании”.
   Многие солидные страховые фирмы уже дали свое согласие на участие в этом проекте, сообщила И.Святенко. Для них это расширение деловых возможностей, а для туристов - шанс отдохнуть без проблем.
   “Тому, что наши туристы за рубежом нередко попадают в трудные ситуации, несут материальные и моральные потери, во многом способствует не только незнание языка, но и законов - как наших, так и чужих, - отмечает Александр Волчков, секретарь координационного совета по совершенствованию законодательства в области туризма при Комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. - Усугубляет это второсортное положение и нехватка сотрудников консульских служб МИДа. Например, в консульских отделах в Турции, куда прибывают 1,7 млн россиян в год, до недавних пор работали всего три человека. Убежден, что в этой ситуации Мосгордума должна выступить с законодательной инициативой, которая регламентировала бы юридическую защиту российских туристов за рубежом. Этот документ имеет все шансы на успех, так как к этому процессу московские депутаты подключают не только страховые компании, но и МИД”.
   “Не понимаю, зачем москвичам нужен еще один закон о правовой защите туристов, - возражает Ирина Тюрина, пресс-атташе Российского союза туриндустрии. - Во-первых, на этот счет есть базовый федеральный документ "О защите прав потребителей", где прописаны и права туристов. А во-вторых, охранная грамота для отдыхающих - это сам договор с турфирмой, где по желанию клиента "от и до" можно прописать все, на чем он настаивает: будь то вид на море, семизвездочный отель или что-то еще”.
   Если фирма не хочет вносить эти коррективы в договор, значит, надо искать другую фирму, считает И.Тюрина. По ее словам, фирм много, зато мало туристов, которые действительно серьезно подходят к оформлению договора. Правда, чтобы отстоять свои права задним числом (после возвращения), нужны хотя бы минимальные документальные доказательства того, что вам на самом деле не предоставили того, что было в договоре.
   “Если, к примеру, вам не дали номера вашей категории (допустим, с видом на море), то в этом случае вы вправе потребовать, чтобы отель дал вам письменное свидетельство того, что они не смогли предоставить вам номер, о котором вы договаривались с фирмой. Эта бумага поможет вам без судов и следствий получить денежную компенсацию”, - говорит И.Тюрина.