25.05.2007  В.Стржалковский: "Время мелких компаний уходит в прошлое"

   С 1 июня вступают в силу изменения в законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». О том, как изменится туристический рынок, рассказал руководитель Федерального агентства по туризму России Владимир Стржалковский.
   В: Закон действительно станет судьбоносным?
   О:
Его судьбоносность в том, что наконец-то будут созданы условия для цивилизованной конкуренции. Финансовая ответственность туристических компаний в той или иной форме есть во многих странах. Мы к этому шли долго. Российский рынок возникал стихийно, рос, как базар, на котором в итоге появилось много компаний, называющих себя туроператорами, но по сути являющихся турагентами. Так называемые туроператоры позволяли себе совершенно безответственное поведение по отношению и к клиентам, и к другим, добросовестным, участникам рынка. Сознательный ценовой демпинг или невыполнение своих обязательств были не редким явлением. Теперь ситуация должна измениться.
   В: Тогда почему до сих пор говорят, что закон уничтожит небольшие компании, спровоцирует неоправданный рост цен на путевки?
   О:
Время мелких и страдающих от постоянной нехватки средств компаний уходит в прошлое, на рынке останутся лишь те, кто способен отвечать за свою деятельность и успешно конкурировать с иностранными компаниями. Но это нравится далеко не всем. Выступают против новых правил те, кто до сих пор работает «в черную», у кого платежи не проходят через банк, и они, конечно же, не смогут получить в такой ситуации фингарантию.
   Не довольны ушлые предприниматели, практикующие создание нескольких компаний-дублеров со схожими названиями. Наконец, есть компании, которым во что бы то ни стало хотелось называться туроператорами: красивое название, привлекает дополнительных клиентов… Хотя реально, по своей сути, на 99% это – турагентства, продающие чужие туры. Таким фирмам, когда вступит в действие обновленный закон, придется переходить в зону турагентств.
   Добросовестные же участники рынка понимают, что создаются условия для здоровой конкуренции, атмосфера ответственности, а не безответственности. А что касается цен на путевки, то могу сказать следующее: они не могут вырасти лишь от чьего-то желания. Ведь дефицита турпутевок не наблюдается, скорее, переизбыток. На рынке острейшая конкуренция. И если вы взяли и повысили цену, а я не стал это делать, то все ваши клиенты уйдут ко мне. И что вы будете делать? Через два дня снизите цену и сделаете ее даже ниже, чем у меня. Это закон рынка и для профессионалов заявления о грядущем неоправданном повышении цен звучат просто смешно.
   В:Подготовка и принятие поправок фактически раскололи рынок на два лагеря: те, кто «за», и те, кто «против». Именно этим было вызвано создание Ассоциации туроператоров России (АТОР) в противовес Российскому союзу туриндустрии (РСТ)?
   О:
Почему-то у всех сложилось мнение, что РСТ был единственным выразителем мыслей всей туриндустрии. На самом деле сегодня в сфере туризма России работают 49 общественных организаций. РСТ создавался, когда рынок был диким, и в него вступали все – туроператоры, турагенты, рестораны, музеи, локальные перевозчики. В результате организация превратилась в некое объединение, не способное ни выражать, ни отстаивать интересы конкретных участников рынка.
   Поэтому и возникла АТОР, выражающая интересы серьезного туроператорского сообщества – компаний, активно участвующих и в законотворческой работе, и вообще заинтересованных в развитии рынка. Сегодня в АТОР входит около 50 компаний, и ассоциация продолжает расширяться.
   В: Для чего нужны бизнесу общественные организации?
   О:
Для решения каких-то важных вопросов, из-за которых тормозится развитие отрасли. Туроператоры заинтересованы в том, чтобы все работали по определенным, понятным для них правилам: визовые и консульские службы, перевозчики, прежде всего авиационные, турагентства. Ну, и чтобы была как-то унифицирована работа с конечным потребителем.
   Сейчас, например, разрабатывается единый бланк туристической путевки. Российские туроператоры заинтересованы в том, чтобы были хорошие условия для участия в выставках, чтобы иностранные компании, которые приходят на наш рынок, были в равных с ними условиях. Вот для этого и нужны общественные организации – для отстаивания интересов бизнес-сообщества.
   В: И чтобы сделать рынок прозрачным?
   О:
Это больше государственная задача. Для них, наверное, важнее создание равных условий для конкуренции. Если компания серьезная, то прозрачность со временем придет.
   В: Можно ли говорить о проведении IPO?
   О:
Планы есть у многих, но это не ближайшая перспектива. Могу сказать, что в нынешнем году ценные бумаги выпускать и размещать никто не будет.
   В: Что выигрывают клиенты с принятием поправок?
   О:
Гарантию того, что если туристическая компания не выполнит свои обязательства, человек сможет расторгнуть с ней договор и получить назад свои деньги. К сожалению, случаи, когда туристы не получают обещанное, стали в России массовыми. Но теперь достаточно будет прийти с исполнительным листом в банк или страховую компанию и получить свои деньги из фингарантии или страховки. Если турист прав, он может не беспокоиться: деньги свои он получит.
   В: Вы сказали, что случаи обмана клиентов стали массовым явлением. Есть какой-то черный список недобросовестных компаний?
   О:
Статистики такой не существует, да ее и невозможно собрать. Судить можно лишь по тому огромному количеству жалоб, которые поступают и в Ростуризм, и в другие организации – общественные и потребительские. Но тех, кто не жалуется, полагая, что это бесполезное дело, еще больше. С введением же новых правил туроператору станет невыгодно делать плохо свою работу, потому что отвечать за результат придется своими деньгами.
   В: Как в новых условиях будут действовать незаконные компании – те, кого не внесут в реестр туроператоров?
   О:
Никак. Вы купите путевку у компании, которая не вошла в реестр? Государство предпринимает все необходимые меры для информирования граждан. Сведения о туроператорах, имеющих финансовое обеспечение – банковскую гарантию исполнения своих обязательств или застраховавших свою гражданскую ответственность в размере 500 тыс. рублей для тех, кто работает внутри России, и 5 млн. рублей для тех, кто организует зарубежные поездки, – будут вноситься в реестр туроператоров, и только участники этого реестра смогут заниматься туристической деятельностью.
   Реестр в свободном доступе на сайте Федерального агентств по туризму для всех – для российских и иностранных туристических и транспортных компаний, гостиниц, генконсульств и, разумеется, для туристов.
   Не заявившие о себе и, соответственно, не внесенные в реестр, компании просто не смогут работать: консульства не будут принимать от них документы, авиакомпании не будут бронировать билеты… Наверное, какие-то фирмы попытаются воспользоваться наивностью легковерных людей, но это уже будет ни что иное, как мошенничество. Да и туроператоры будут с удовольствием информировать заинтересованные инстанции о нелегальных компаниях.
   В: Можно ли теперь с уверенностью говорить, что российский турист защищен?
   О
: Да. Закон создает необходимые правовые гарантии для защиты российских туристов, качество и безопасность услуг должны повыситься. Теперь информация о реестровом номере туроператора будет обязательным условием договора о предоставлении услуг. Если она не предоставлена туристу, договор считается незаключенным. Закон в новой редакции обязывает туроператоров включать в договор и информацию о потребительских свойствах турпродукта: о программе пребывания, о маршруте и условиях путешествия, об условиях проживания, питании, перевозке, о наличии гида и дополнительных услугах.