23.05.2007 Свердловская область: ЧОПы недостаточно участвуют в укреплении правопорядка В новую фазу входят переговоры руководства милиции общественной безопасности (МОБ) и частных охранных предприятий (ЧОП) с целью привлечь последних к более активному участию в охране общественного порядка. По словам полковника милиции, заместителя начальника МОБ ГУВД по Свердловской области Сергея Мочалина, сегодня в Свердловской области зарегистрировано 863 частных охранных предприятия, в них работает 22 тысячи лицензированных сотрудников, которые охраняют более девяти тысяч объектов. Большинство ЧОПов взаимодействуют с органами внутренних дел, участвуя в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий, выделяют транспорт и сотрудников для рейдов. Вместе с тем, очевидно, что эффективность их работы может быть значительно повышена там, где речь идет о предупреждении правонарушений. “Закон говорит: ЧОП вправе принимать участие в охране общественного порядка. Так используйте же свое право! Не отворачивайтесь от проблем города, в котором живут ваши семьи. Подтвердите, что вы - сила, используйте свои возможности при охране населения от хулиганов, - говорит С.Мочалин. - Работники ЧОПов - это на треть бывшие сотрудники милиции. Они владеют навыками борьбы с правонарушениями, умеют разговаривать с людьми, словом, подготовлены к работе в этом плане. И мы не призываем их поголовно патрулировать улицы: опыт показал, что такая форма не эффективна. Мы предлагаем активнее контролировать соблюдение гражданами общепринятых правил поведения на территориях, прилегающих к охраняемым объектам”. Это выгодно всем, и прежде всего владельцам охраняемых объектов, подчеркнул С.Мочалин. Если около торговой точки будет порядок, стабильный островок безопасности, то люди быстро поймут - сюда можно идти. А пользу от этого должен понимать каждый владелец магазина: будут к нему идти люди - будет процветать бизнес. К сожалению, далеко не все владельцы охраняемых объектов это понимают, констатирует С.Мочалин. Они считают, что порядок должен быть только внутри их помещения, и главная задача охранников - сбережение их собственности. Перечень обязанностей охраны определяет собственник. Именно от него зависит, как она будет работать, станет ли контролировать обстановку вокруг объекта. Случись что на прилегающей территории - охранник первым делом идет докладывать своему руководителю. Тот, в свою очередь, ставит в известность собственника. И только он решает, звонить ли в милицию. А сотрудники ЧОПов зачастую даже не знают телефона своего участкового. Они просто "не замечают" нарушений порядка, грозящих перерасти в преступление. Был случай на Уралмаше, когда охранник видел, как рядом с его объектом несколько мужчин жестоко избивают прохожего - и не сообщил об этом. В результате человек погиб от побоев. А ведь закон разрешает применять силу и причинять вред нападающему не только в рамках необходимой самообороны, но также в защиту обороняющегося и в интересах третьих лиц. Иную точку зрения высказал Василий Страхов, юрист ассоциации НСБ "Уральская защита". По его словам, вопрос о месте сотрудника частной охранной организации в обеспечении общественного порядка - чисто юридический. Закон о частной охранной деятельности крайне несовершенен, но нарушать его непозволительно. В этом законе нет понятия "охрана прилегающей территории". Прописано только понятие "имущество, которое нужно охранять". Есть право охранника задерживать кого-либо, но только на охраняемом объекте, и нет такого же права вне пределов объекта. Сотрудники частных охранных организаций на практике не раз сталкивались с ситуациями, когда их усилия, направленные на охрану общественного порядка, наталкивались на жесткое противостояние со стороны асоциальных элементов. Выпивающие в общественном месте и нарушающие порядок граждане в ответ на замечание охранника о недопустимости такого поведения не просто игнорируют его призывы, а грубо отправляют его исполнять свои обязанности там, где ему и положено, - на объекте. Неоднократно задержанных за откровенные правонарушения граждан милиция не принимала у доставившей их группы охранников, потому что нарушение необходимо сначала зарегистрировать по территориальности. А для того чтобы оно было зарегистрировано, необходимо комуто написать заявление в милицию. Этим "кто-то" может быть собственник объекта, но ему это не нужно. В итоге правонарушителей отпускали с миром, и те, в свою очередь, чувствуя подобную безнаказанность, наверняка и впредь не будут считаться с мнением человека в форме охранника. Тем не менее, законом предусмотрена возможность частных охранных предприятий оказывать содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Однако та форма, в которой сегодня происходит такое сотрудничество в Свердловской области, сводит на нет усилия обоих участников процесса. Поскольку учитываются интересы только одной стороны - правоохранительных органов. Ассоциация "Уральская защита" все же полагает, что сотрудничество милиции и ЧОПов необходимо. Наиболее эффективную помощь правоохранительным органам могут оказывать мобильные группы быстрого реагирования охранных предприятий. Они могут передвигаться на транспорте по установленным маршрутам и утвержденному (скажем, раз в час) графику. Такая группа при выявлении непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан (пожар, техногенная авария, похожий на взрывчатку предмет) может ограничить доступ граждан в опасную зону, а при нарушении правил общественного порядка - оперативно проинформировать органы правоохраны, зафиксировать факт противоправных деяний. “Мы все стали свидетелями почти полного исчезновения опорных пунктов милиции. А ведь стоило бы возродить их, только в ином качестве. Опорные пункты охраны правопорядка должны стать на самом деле опорой для граждан, ставших жертвами уличной преступности. И охранные структуры могут способствовать быстрому раскрытию таких преступлений, оперативно выезжая на место, сохраняя следы преступления, предоставляя укрытие гражданам от нападающих и оказывая помощь пострадавшим”, - говорит В.Страхов. Для создания опорных пунктов требуются лишь помещения, которые может предоставить муниципалитет - на долгосрочной основе и по арендным ставкам муниципального образования. Такие мероприятия не требуют серьезных материальных затрат и не выходят за рамки действующего законодательства. Необходимо обобщить этот опыт других регионов, разработать и внедрить единые стандарты для подготовки сотрудников, в том числе силами правоохранительных органов, для совместной работы, привлечь ветеранов МВД для передачи охранникам знаний о методах розыскных мероприятий, тактике действий преступников и т. д. В ближайшее время состоится заседание координационного совета при ГУВД Свердловской области, где будут обсуждаться предложения негосударственных охранных организаций относительно взаимодействия с милицией. Там и может быть выработана приемлемая позиция в отношениях МОБ ГУВД и охранных структур. |