22.05.2007 Фракция "Единая Россия" разработала первый антиконтрафактный закон 22 мая в пресс-центре ИД «Комсомольская правда» прошла пресс-конференция заместителя председателя Госдумы РФ Владимира Катренко на тему «Проект «Гарантия качества». Новый закон по борьбе с оборотом контрафакта». По словам В.Катренко, проект «Гарантия качества» представляет собой пакет стратегических законопроектов фракции «Единая Россия», который будет приниматься и реализовываться в течение ближайших 10-15 лет. Что касается собственно антиконтрафактного закона, то, в соответствии с пожеланиями, изложенными в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, депутаты «Единой России» решили выступить широким фронтом против недоброкачественной продукции в дополнение к новым нормам Гражданского кодекса и некоторым другим последним изменениям в законодательстве. Рабочая группа по выработке антиконтрафактного закона создана при Национальном антитеррористическом комитете. «Россия находится на таком этапе развития, что вопрос о контрафакте становится вопросом качества жизни и самоуважения: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи, и не настолько здоровы, чтобы рисковать ради чьей-то прибыли. Бизнес пока с большой осторожностью относится к нашим инициативам, особенно после опыта с введениям системы ЕГАИС, однако мы со всей ответственностью заявляем, что наши идеи никак не соотносятся с ЕГАИС, принятой с не прошедшими обкатку технологиями. Наша система принципиально отличается от ЕГАИС», – подчеркнул В.Катренко. «Каждый из нас является жертвой разветвленной пиратской системы. Оборот фальсифицированной продукции в стране составляет от 30 до 90% от общего товарооборота в зависимости от отрасли, что в 10-20 раз превышает показатели по странам Евросоюза. Подделки затрагивают даже предприятия авиапрома. Число контрафактных запчастей в агрегатах авиационного профиля доходит до 25%, «левые» детали, как правило, попадают в них при модернизации устаревших узлов», – заявил В.Катренко. По оценкам экспертов, 12% лекарственных средств на фармацевтическом рынке РФ являются контрафактной продукцией. Подделываются самые известные препараты, 38% антибиотиков, 7% спазмолитиков, 6% противовоспалительных средств. Огромный процент подделок выявлен при проверке отечественного инсулина. От 30 до 50% мясных и молочных консервов, чая, кофе, кондитерских изделий, до 75% минеральной воды также являются контрафактом. Жертвами пиратской продукции часто становятся дети: производство игрушек с фенолом и формальдегидом становится повседневной пиратской практикой. Закон о мерах противодействия некоторым видам недоброкачественной продукции впервые в истории российского парламентаризма определяет продукцию, произведенную с нарушениям требований законодательства как «контрафактную» (производство которой влечет за собой нарушение прав на результаты интеллектуальной деятельности, содержащее незаконное использование при производстве и продаже продукции товарного знака или сходного с ним и похожего на него до степени смешения символа, фирменного наименования и коммерческого обозначения) и «фальсифицированную», то есть заявляющую не то качество, которое содержится в сертифицированных требованиях к товару. Законом, подчеркнул В.Катренко, создается система идентификаторов (своеобразных «знаков качества» советского периода, специальных меток, изготовленных с использованием "волновых технологий", практически полностью защищенных от подделок), наносить которые будет еще не определенный правительственный орган, напрямую занимающийся национальной безопасностью. Идентификации при помощи специальных меток подлежат самые необходимые и самые подделываемые товары семи категорий, а именно: аудиовизуальная продукция, программы для ЭВМ и базы данных на любых носителях, лекарственные средства и БАДы, косметика и парфюмерия, строительные материалы, автомобили, суда, железнодорожные транспортные средства и запчасти к ним, взрывчатые вещества. Возможно, добавил В.Катренко, список будет существенно расширен, а сам закон - усовершенствован. У потребителя для идентификации будут, по замыслу законодателей, специальные идентифицирующие устройства для проверки качества товаров, стоимость которых не превысит 15-30 рублей. В.Катренко особо подчеркнул, что реализация закона не представляет угрозы российским товаропроизводителям и потребителям, что «завтра никто не будет загнан в невыносимые условия», никаких дополнительных лицензий законодатели у производителей и продавцов не требуют, увеличения налогового бремени не планируется, фискальная нагрузка не увеличится. Однако придется внести соответствующие изменения в Уголовный, Административный, Таможенный и другие кодексы РФ. Ответственность за ввоз контрафакта на территорию РФ предусмотрена в размере от 150 до 200 МРОТ с конфискацией контрафакта для должностных лиц, от 2 до 3 тыс. МРОТ – для юридических лиц, для граждан – от 20 до 25 МРОТ. За изготовление контрафакта без маркировки, идентификатора, без нанесения информациии, предусмотренной законом, для должностных лиц предусмотрена ответственность в размере от 30 до 50 МРОТ с конфискацией контрафакта или дисквалификацией с конфискацией, для юрлиц – в размере от 8000 до 1000 МРОТ. За продажу без маркировки граждане расплатятся в размере от 20 до 25 МРОТ, должностные лица - от 40 до 50 МРОТ, юрлица – от 800 до 1000 МРОТ. Предусмотрены и сроки заключения от 18 месяцев до трех лет с заменой обязательными работами от 180 до 240 часов. Для потребителя, знающего, что он приобретает контрафактную продукцию, предусмотрена административная ответственность в размере 1 МРОТ с конфискацией приобретенного контрафакта. В.Катренко отметил полложительный опыт Москвы по идентификации лекарственных средств и заявил, что себестоимость товаров при соответствующих договоренностях продавца, производителя и страховщика практически не возрастает, поскольку страховщик становится заинтересован в качестве продукции. Закон, добавил В.Катренко, разработан в том числе по инициативе министра МЭРТ Г.Грефа. Закон предусматривает создание единой базы данных по контрафактной продукции, располагаться она будет в той самой организации, занимающейся национальной безопасностью, на которую будет возложена раздача идентификаторов производителям и продавцам продукции. В.Катренко подчеркнул, что законодатели не боятся давления со стороны "теневого" рынка, поскольку работают они под эгидой серьезных структур. |