22.05.2007  Во что обходится покупателю "глубокая заморозка"

   Прилавки магазинов и рынков переполнены разнообразными замороженными продуктами. Особенно рыбными. Например, филе рыбы в торговле ныне насчитывают более 60 наименований: это полностью отечественная продукция или "глубокая заморозка" импортного продукта. Цены же на многие рыбные изделия - вовсе не деликатесные - в Москве и многих других регионах страны почти сравнялись со многими мясными товарами. Но сколько в "глубокой заморозке" конкретного товара? Иными словами, сколько льда в цене рыбного продукта сегодня?
   В столичном регионе реализуется до 25, а то и до 30 процентов всей охлажденной и замороженной рыбы, производимой в России и импортируемой. А в российских рыбопромысловых регионах доля замороженной продукции в торговой сети меньше 10%, и не первое десятилетие. Так что "рыбного льда" в столице, можно сказать, с переизбытком.
   По данным отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Москве и Московской области, в большом количестве жалоб москвичей и жителей Подмосковья постоянно отмечается, что в магазинах и на рынках слишком много льда в рыбе. И не только в глубокозамороженной, но и в охлажденной. Размораживая продукт, получается, что вместо, скажем, 600 граммов чистого "рыбного" веса в растаявший лед зачастую уходит до 150, а то и до 200 граммов изделия.
   Плюс к тому до трети "ледового" рыбного ассортимента в торговой сети повторно, точнее - многократно разморожено и заморожено. Прежде всего потому, что из-за высоких цен продукция часто оказывается просроченной. Потому и приходится в нее вновь вводить лед, причем в большем объеме, и, соответственно, менять предельный срок реализации.
   С этим, как считают специалисты Федерального агентства по рыболовству, ничего, увы, не поделать, ибо никто в рыбной торговле, да и на предприятиях-изготовителях не хочет упускать вполне возможную, т.е. "ледовую" прибыль. Нет и жесткого контроля за конкретной долей льда в замороженной рыбопродукции.
   Потому и получается, что, например, в общем весе замороженного филе морского языка, зубатки или трески, постоянно дорожающего, доля льда с конца 1980-х годов по сегодняшний день увеличилась с 10-13 до 15-20, а то и до 25%.
   Часто делают и так: дорогие рыбу перед заморозкой или после нее (например, филе свежей семги или форели) и мясопродукты (к примеру, буженину) долго вымачивают в воде, чтобы их вес был на четверть, а то и на треть больше. Скажем, замороженная таким методом рыба представляет собой кусок льда, куда как бы "впаян" небольшой кусочек рыбы, которого почти не видно в ледовой массе рыбного цвета и запаха. А покупатель приобретает, в сущности, лед по цене рыбы.
   Между тем "в организациях торговли запрещается реализация дефростированных (размороженных) и повторно замороженных пищевых продуктов и сырья" - это предписано "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (СП 2.3.6.1066-01, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6.09.2001 г.).
   Итак, при размораживании 1 килограмм рыбы превращается, скажем, в 700 граммов продукта плюс 300 граммов воды. Как же призывать к ответу за такой "обвес"? В соответствии со статьей 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), отпуск товара меньшего веса, чем он должен быть в соответствии с оплатой этой, квалифицируется как обман потребителей.
   Протоколы о подобных административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (пункт 1 часть 2 статьи 28.3 КоАП РФ), органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ч.1 ст.28.3 КоАП РФ). Координаты этих организаций должны быть в каждом магазине на стенде с информацией для покупателей. В случае подтверждения фактов, изложенных в заявлении покупателя, на администрацию магазина налагается штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей (ст.14.7 КоАП РФ).
   Зато в рыбоизбыточных Скандинавии, Японии, Великобритании, Ирландии, Канаде, Нидерландах, на Тайване и во многих других странах доля льда в замороженной рыбопродукции не должна превышать 5-7% от ее общего веса. Причем это должно обязательно указываться на упаковке или ценнике.
   Если "ледовая" составляющая больше - тогда неизбежны конфискация товара, выплата полуторной, а то и двойной цены покупателю, да и крупные штрафы для производителя и торгового объекта. Вдобавок до 40% ассортимента рыбы и изделий из нее в этих странах, в Японии и на Тайване - почти 70% вообще запрещено продавать в замороженном виде.