22.05.2007  Санкт-Петербург: продать дело или выйти из него с умом

   
   Выход из бизнеса нужно продумать заранее, чтобы сделать это с максимальной выгодой для себя и расстаться с другими учредителями безболезненно.
   Если это единственный собственник фирмы, он может либо передать управление наемному директору, либо найти покупателя на свой бизнес. "Выгорание" собственника, эмоциональная изношенность называется бизнесменами среди основных причин передачи управления наемным директорам.
   "Достигнув определенного этапа развития бизнеса, собственник начинает понимать, что знаний и набранного опыта не хватает. Сил на очередной рывок уже нет, сказывается усталость. И вот здесь, как объясняют бизнесмены, нужно принять очень важное решение - отойти, если чувствуешь, что начинаешь тормозить развитие бизнеса", - говорит Филипп Гузенюк, директор по развитию Санкт-Петербургского Клуба директоров.
   Если владелец фирмы хочет полностью отойти от дел, он продает свой бизнес.
   "С любой вещью, если вы хотите продать ее дороже, надо провести предпродажную подготовку", - говорит Сергей Осутин, генеральный директор Консалтинговой группы "О.С.В.". Бизнесмен сам решает, нужно ли ему затрачиваться на предпродажную подготовку и сколько в нее вложить.
   Предпродажная подготовка включает проведение правового и финансового аудита. Должна быть проведена правовая проверка учредительных документов, которые подтверждают право владения данным предприятием. А также проверка имеющейся недвижимости.
   Второй пункт - финансовый. Эксперты объясняют, что для любого инвестора, большого или маленького, очень важно знать, какой бизнес-процесс в фирме идет. "Если все построено на личности руководителя-собственника и он уходит, то вместе с его уходом фирма может закрыться", - объясняет Сергей Осутин. Может быть, весь бизнес построен на его личных связях. А если бизнес-процессы прописаны, есть должностные инструкции, персонал знает, что делать, тогда фирма на самом деле продается.
   По мнению экспертов, специфика малого бизнеса в том, что он находится «в Тени». Может быть, 20% учтенных сделок и 80% неучтенных. И эта учтенность или неучтенность очень влияет на возможность дорого продать бизнес.
   Проблемы при продаже возникают в случае, когда внутри общества несколько участников и кто-то решил выйти. В этом случае важно правильно разойтись, так как у уходящей и у остающейся сторон разные интересы.
   Этот конфликт часто закладывается в самом начале, в создании бизнеса, в учредительных документах. Поэтому, если говорить про серьезных инвесторов, они, перед тем как войти в любой бизнес, определяют, как они будут из него выходить. И это правильно, потому что надо представлять, что будет через какое-то время. Может, цели будут достигнуты и человек уйдет, советует Сергей Осутин. Поэтому если акционеров больше одного, лучше договориться о правилах выхода из компании заранее.
   Сергей Осутин, генеральный директор Консалтинговой группы "О.С.В.", считает, что если весь бизнес держится на личности собственника, то с его уходом дело может закрыться.
   Для малых предприятий стоимость предпродажной подготовки составляет около 10 тыс. рублей. Определение стоимости зависит от размеров предприятия, срочности исполнения заказа и от той степени детализации и объемов, которые необходимо проверить.