21.05.2007  РЖД отказались перевозить пиво летом

   В ответ на обращение пивоваренных компаний «Балтика» и Heineken, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против «Российских железных дорог». Разногласие пивоваров и транспортной монополии заключается в отказе РЖД заключать договор о транспортировке пива, перевозимого летом на составах производителей. Это приводило к необходимости при отправке грузов использовать специальный подвижной состав компании «Рефсервис» (дочерняя компания РЖД).
   Как говорится в заявлении антимонопольной службы, Российские железные дороги обвиняются в нарушении статьи 10 закона «О защите конкуренции» «в части совершения действий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом, направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов».
   В пресс-службе РЖД объяснили причины отказа заботой о здоровье потребителей. «Собственный подвижной состав, которым пользуются «Балтика» и Heineken для летних перевозок, не в состоянии обеспечить сохранность груза, он для этого не сертифицирован». В качестве публичного перевозчика, «Российские железные дороги» несут ответственность за сохранность груза. То есть, если покупатели отравятся перегретым пивом, виноваты в этом будут РЖД.
   «Мы действуем на основании правил по перевозке», – подчеркивают в РЖД. По правилам, груз должен перемещаться в особом крытом вагоне, где температура будет сохраняться, как в термосе. В свою очередь «Балтика» и Heineken по словам пресс-службы РЖД хотят отправить груз в крытом вагоне, утепленном кустарным способом. В такой ситуации днище вагонов остается голым и пиво перегревается. «Некоторые компании совершенно не думают о риске для здоровья потребителей», – возмущаются в естественной монополии.
   Пивоваренные компании совершенно иначе видят ситуацию. Начальник отдела по связям с общественностью «Балтики» Алексей Кедрин рассказал, что согласно заключаемым договорам, РЖД не несет ответственности за товар. «Мы перевозим продукцию в вагонах, разработанных отраслевым железнодорожным институтом, – добавляет Кедрин. – За последние 5 лет к нам не поступило ни одной жалобы по качеству товара, нарушенному из-за перевозок».
   Указанным пивоваренным компаниям было предложено приобрести подходящий состав или заключить договор на перевозку продукции подвижным составом «Рефсервиса». Причем, как замечают в «Российских железных дорогах», подобные конфликты возникают каждый год и заканчиваются неизбежным заключением договоров со специализирующейся на перевозке скоропортящегося товара компанией. Злоупотребления РЖД правом устанавливать особые условия на перевозки пастеризованного пива уже рассматривались ФАС в 2005 году. Правда, решение ведомства было не в пользу РЖД. Да и в «Балтике» рассказали, что несмотря на проблемы, в прошлые годы товар перевозился собственным составом компаний.
   «Пиво не является скоропортящимся продуктом», – возражает директор по связям с общественностью Heineken в России Анна Мелешина. Поэтому пивовары не обязаны перевозить пиво в рефрижераторных вагонах, считает представитель компании. По мнению Мелешиной, предложенные РЖД условия вынуждают компании нести дополнительные расходы и убытки.
   Вопрос о том, является ли пиво к скоропортящейся продукции, вызывает споры уже несколько лет.
   По нынешним правилам перевозок, пастеризованное пиво действительно относится к скоропортящимся товарам. Тем не менее, в связи с тем, что средняя температура хранения такого пива +10–20 градусов, а срок хранения достигает года, Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции с 2004 года борется за исключение его из разряда скоропортящихся. Тем временем приближается очередной летний сезон, когда потребление пивоваренной продукции увеличивается в десятки раз. Поэтому в ближайшее время противоречия между РЖД и пивоварами неизбежно обострятся.