18.05.2007  Минпромэнерго разработало меры стимулирования инвесторов в ЛПК

   Заместитель министра промышленности и энергетики РФ Андрей Реус выступил на заседании правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта с докладом «О мерах по развитию мощностей по глубокой переработке древесины».
   Он напомнил, что в августе 2006 года был принят Комплекс мер по повышению конкурентоспособности отечественной лесной промышленности. Главной задачей этого комплекса является взаимоувязанное применение в области лесопереработки различных инструментов реализации промышленной политики. Для координации действий по реализации комплекса мер, выработки сбалансированных предложений по элементам промышленной политики в лесной отрасли при Минпромэнерго создан консультационный совет по вопросам государственной политики и нормативно-правовому регулированию в лесопромышленном комплексе во главе с министром, в который вошли представители основных бизнес-структур и профессиональных объединений отрасли.
   По словам А.Реуса, на сегодняшний день уже реализован ряд принципиальных мер в сфере промышленной политики в области ЛПК. В частности, закрывается граница для вывоза необработанной древесины и открывается - для продукции глубокой переработки. Причем, подчеркнул он, уже к 2009 году экспорт «кругляка» станет экономически нецелесообразным. По расчетам специалистов министерства, объемы экспорта круглого леса сократятся с 51 млн кубических метров в 2006 году до 5 млн кубических метров в 2011 году.
   С другой стороны, стимулируются процессы, результатом которых станет изменение структуры присутствия ЛПК РФ на внешнем рынке. В частности, уже отменены экспортные пошлины практически на всю продукцию лесопереработки (340 видов). В настоящий момент на рассмотрении Правительства РФ находится проект постановления, отменяющий экспортные пошлины на наиболее крупную товарную позицию из оставшихся (пиломатериалы).
   Однако, добавил А.Реус, требуется в ЛПК РФ создание новых современных мощностей и соответствующей инфраструктуры. Причем, считает он, эту задачу не решить в течение четырех-пяти лет. На данном этапе же задача государства состоит в том, чтобы создать условия, при которых бизнес сумеет сконцентрировать необходимый объем инвестиционных ресурсов для запуска новых проектов.
   Как сообщил замминистра, Минпромэнерго совместно с инвесторами в рамках консультативного совета проанализировало ключевые статьи инвестиционных затрат и факторы себестоимости, на которые могло бы воздействовать государство для изменения баланса инвестиционной привлекательности в лучшую сторону. Основной мерой, которая работает на создание условий для привлечения инвесторов, в том числе иностранных, по мнению Минпромэнерго, является использование механизма инвестиционных проектов. В связи с этим принятие порядка подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является наиболее актуальной задачей сегодняшнего дня, считает А.Реус.
   Он сообщил, что на данный момент уже существует несколько рамочных инвестиционных проектов, среди которых, например, строительство трех целлюлозно-бумажных комбинатов: «Не думаю, что проектов с вложениями более миллиарда долларов будет больше семи-десяти, но уже сам факт их реализации позволит выйти на новый этап развития отрасли», - считает замминистра.
   Он отметил также, преференции, предоставляемые инвесторам, должны быть прямыми, то есть автоматически начинать действовать сразу после подписания инвестиционного соглашения, без дальнейших согласительных или конкурсных процедур. В зависимости от объема вкладываемых средств инвестиционные проекты разделены на две группы: с объемом инвестиций от 300 млн рублей до 5 млрд рублей и с объемом инвестиций свыше 5 млрд рублей. Предоставляемые преференции будут зависеть от объема привлекаемых инвестиций. Так, по инвестиционным проектам первой группы единственной льготой является предоставление инвестору в аренду лесного участка без проведения аукциона. По инвестиционным проектам второй группы наряду с вышеперечисленным также предусматривается: установление на срок окупаемости инвестиционного проекта арендной платы за лесной участок в размере 50% от ее минимального размера; освобождение от вывозных таможенных пошлин необработанной древесины на период проектирования и строительства объектов по переработке. Целесообразность предоставления этих льгот вызвала сомнение у Минэкономразвития России, Минфина России, у МПР России, заметил А.Реус. При этом, добавил он, Минпромэнерго России считает принципиально важным сохранение указанного набора льгот в проекте постановления Правительства РФ, разработанном министерством.
   Кроме того, сообщил А.Реус, для стимулирования развития российского лесопромышленного комплекса необходимо ускорить принятие нормативной базы, направленной на реализацию Лесного кодекса. Следует разработать 56 нормативно-правовых документов, в том числе 25 - на федеральном уровне.
   Реализация комплекса мер, представленного замминистра, позволит увеличить к 2010 году, по сравнению с 2006 г., на 20-30% производство изделий из дерева и обработку древесины и на 18-20% - производство изделий целлюлозно-бумажного производства. Инвестиции в основной капитал вырастут соответственно в 1,4 и в 1,7 раза. Уровень прибыли организаций, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, будет расти более высокими темпами, нежели у организаций, занимающихся первичной обработкой древесины: увеличение составит 55% против 45%. При этом экспорт обработанной продукции будет расти от 10% до 80% в зависимости от вида товаров, сообщает пресс-служба Минпромэнерго.