17.05.2007 Одноразовый пластик стремится в сегмент "премиум" Рынок одноразового пластика растет на 15-20% в год и может в обозримом будущем вырасти и на порядок, если ориентироваться на западные показатели. Все началось в конце 50-х годов прошлого века, когда американец Уильям Дарт выпустил первый в мире пластиковый одноразовый стаканчик. В 1960 году Дарт создал Dart Container Corporation, которая сегодня контролирует треть американского рынка одноразовой посуды и упаковки. В СССР с такого рода продукцией всегда были проблемы, точнее, с ее качеством и внешним видом: многие, возможно, помнят невзрачные бумажные стаканчики, которые нужно было вставлять один в другой, чтобы не просочился горячий кофе. Прочую одноразовую посуду и вовсе не выпускали. С началом перестройки, с развитием малого общепита ситуация резко изменилась: на пластиковую посуду возник спрос, ведь ее стоимость легко можно было включить в цену обслуживания. Спрос быстро удовлетворили импортеры, принявшиеся поставлять итальянскую, немецкую, шведскую и финскую продукцию компаний-лидеров европейского рынка. Пластиковую и бумажную посуду, отвечающую европейским требованиям качества, в России начали выпускать только в середине 1990-х. До кризиса 1998 года импорт занимал до 80% рынка. Правда, те российские производители, кто все же штамповал стаканы с тарелками, получали хорошую прибыль. Сотрудник компании "Станкопластхолдинг" говорит, что в середине 90-х производство пластиковой упаковки было как золотая жила: себестоимость стаканчика - 3 коп., а продажная цена - 30 коп. Но потом рынок наводнило бывшее в употреблении оборудование из Европы, пластиковой тарой занялись все кому не лень, и рентабельность упала в разы. После ввода новых таможенных пошлин (сейчас доля пошлин и налогов в цене посуды доходит до 50%) в конце 90-х и в связи с кризисом поставки из Европы практически сошли на нет, оставшись весомыми только в узком сегменте премиум. Так или иначе, по словам экспертов, отечественные производители сейчас контролируют 85% всего профильного рынка. Алексей Баландин, гендиректор ООО "Мастер Кап" (торговая марка "Мистерия") рассказывает, что развитие рынка подтолкнуло становление крупных сетевых ритейлеров, а также развитие корпоративной культуры, предполагающей организацию и проведение совместных вечеринок и пикников. Еще надо учесть рост рынка кейтеринга (выездное обслуживание в сфере общепита) и увеличение доходов населения в крупных городах, на которые, собственно, и приходится почти все потребление одноразовой посуды. Активный рост рынка одноразовой посуды в России наблюдался в 1993-1994 годах, в период с 2000 по 2005 год ежегодный рост составлял 20-25%. На сегодня рынок уже сформировался, рост потребления несколько снизился, но остается высоким. По мнению А.Баландина, в 2006 году рынок увеличился на 16-17%. По словам Алексея Баландина, сейчас одноразовой посудой занимается порядка сотни компаний, причем пять-шесть держат почти половину рынка. Прежде всего, это Huhtamaki, крупнейший производитель одноразовой посуды и упаковки в мире (среди его клиентов McDonald`s, Pepsi, Nestle), а также "Омск-Полимер", "Полистар", "Мастер Кап" (завод "Диапазон"), "Интеко". Давать точные оценки объема рынка одноразовой посуды почти никто из его участников не решается, а Евгений Ильинский, гендиректор компании "Росси", утверждает, что это в принципе невозможно - рынок слишком разнородный, и полноценных маркетинговых исследований на нем вообще не проводилось. Тем не менее, по мнению некоторых экспертов, одноразовой посуды в стране в 2006 году было продано примерно на 100 млн евро, в том числе в сегменте общепита - на 30 млн евро. Доля кейтеринга - 60 млн евро, в ритейле (розничной, как правило, сетевой торговле) посуды продалось на 10 млн евро. До половины всей пластиковой посуды, произведенной в стране, потребляется в Москве и Петербурге. Что касается упаковки для пищевой промышленности (молочной, кондитерской и т. д.), то здесь оценок не дал никто, при этом известно, к примеру, что только стаканчиков для йогуртов в России выпускается более 2 млрд штук в год. Спрос на рынке посуды неоднороден. Например, по данным компании "Мастер Кап", самой массовой и востребованной товарной позицией традиционно являются стаканчики - 45-50% всего рынка, затем идут пластиковые и картонные тарелки с 25-30% и столовые приборы с 20%. Активными покупателями одноразовой посуды являются авиакомпании. Среднегодовой прирост в сегменте одноразовой посуды для бортового питания составляет 10-12%. Но прежде всего рост рынка одноразовой посуды стимулируется развитием общепита, в том числе российского сетевого фаст-фуда. При этом бизнес этот во многом сезонный, спрос в летний период на посуду увеличивается раза в три, а конкуренция за последние пару лет резко обострилась. Рынок, по словам его участников, практически заполнен, и новому игроку даже с серьезными инвестициями выжить на нем будет очень нелегко. По мнению экспертов, очевидная тенденция последней пары лет - увеличение продаж именно в сегментах премиум: доходы людей растут, требования к качеству тоже. По мнению большинства участников рынка, сейчас доля посуды премиум в общих продажах - не менее 25% в денежном выражении. Например, высокие требования к поставщикам предъявляют гипер- и супермаркеты, здесь особое значение имеет дизайн. Впрочем, во всей России, кроме Москвы и Питера, большинство потребителей все равно предпочитает дешевые пластиковые стаканчики. Надо сказать, что у многих компаний-производителей на корпоративных заказчиков приходится до половины всего оборота. Некоторые принимают заказы на производство партий товара только от 100 тыс. изделий. Между тем в мировом производстве под влиянием экологических требований набирает силу относительно новый тренд - производство посуды из биоразлагаемых материалов (например, из полиактидов, сделанных на основе кукурузного волокна, которые полностью и безвредно разлагаются примерно за два месяца). Конечно, эта посуда в конце концов доберется и до России, но когда - никто из специалистов точно определить не может. Основной сдерживающий фактор здесь - цена: стаканы и тарелки из биоразлагаемых материалов дороже обычных раза в четыре. По словам Алексея Баландина, выйти на рынок одноразовой посуды в качестве производителя можно, инвестировав 200-600 тыс.евро - столько стоит линия мощностью от 10 до 20 млн изделий в месяц. Представитель "Станкопластхолдинга" считает, что золотая середина - комплекты тайваньского оборудования. Например, комплект производительностью 10 млн изделий можно приобрести за $500 тыс., немецкие линии в полтора-два раза дороже Впрочем, линию на 5 млн изделий можно купить за 5 млн руб. Плюс пресс-форма будет стоить порядка трети цены линии. При этом велик спрос именно на низкопроизводительное, а потому недорогое оборудование - например, на вакуумные прессы, рассчитанные на ежемесячный выпуск 250 тыс. единиц продукции и ценой 500 тыс. руб. Если налажен сбыт, линия азиатского происхождения может окупиться за год. Однако запросто попасть на полки сетевого ритейлера не получится - придется оплатить "входной билет"; также большое значение имеют хорошие личные отношения с менеджером сети, отвечающим за закупки. Инвестиции в производство стаканчиков и упаковки для пищевой промышленности потребуются существенно более крупные. Виктор Бойко, гендиректор компании "Интерпак": “К примеру, организация полного цикла производства пластиковых стаканчиков для молочного производства (для йогуртов, сметаны и т. п.) обходится в среднем в 2-3 млн евро; производительность одной линии - 10-15 млн стаканчиков в месяц ценой 40-70 коп. каждый. При этом только в одном секторе находиться нельзя - рискованно, необходим ассортимент. Это выгодно и оптовикам. Так что одной-двумя машинами на этом рынке не обойдешься”. Небольшие производители успешно действуют, по словам Светланы Команенковой, руководителя управления закупок "Мастер Кап", лишь в регионах. Там какой-нибудь предприниматель, инвестировав $50 тыс. в производство 1-3 млн изделий (тех же стаканчиков) в месяц, в одиночку может полностью обслуживать региональный центр (типичная картина для территорий за Уралом). В городах-миллионниках бал правит крупный бизнес. Доля сырья в цене готовой продукции в зависимости от технологического уровня предприятия может достигать 55-65%, и это в том случае, когда сырье отечественное. За последние три года практически все производители перешли на отечественное сырье. При этом российских производителей сырья не больше десятка, отсюда высокие цены - порядка 40-45 руб. за килограмм,. Полипропилен производят на Московском НПЗ, в Уфе, Томске, Нижнекамске; полистирол - в Салавате (Башкирия), Тульской области, в Омске, кроме того, его закупают на Украине. Владелец одного из "пластиковых" предприятий утверждает, что времена, когда производственную линию можно было с легкостью "отбить" за год, давно прошли. Между тем, по данным компании Abercade Consulting, в 2003 году стоимость потребленной пластиковой упаковки (включая посуду, пакеты, контейнеры, пленку и пр.) из расчета на одного россиянина составила $70, что на порядок меньше показателей западных стран (например, в Великобритании - $700, во Франции - $1250, в США - $1550). И даже с учетом предполагаемого ежегодного роста в 15-20% ситуация изменилась не сильно, так что высокий потенциал рынка одноразового пластика налицо. |