15.05.2007  СЗФО: для развития туристического потенциала не хватает инфраструктуры

   По данным совместного исследования Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии и экспертов Европейского союза, в 2006 году объем въездного туризма на Северо-Западе оценивается в 12,8 млн человек, из которых российские туристы составляют около 56%. В регионе сконцентрировано достаточное число зон рекреационного туризма, но развиваются они пока скорее благодаря энтузиазму малого и среднего бизнеса, чем усилиям региональных властей.
   Одна из самых перспективных рекреационных зон расположена в Новгородской области. В этом субъекте РФ сошлось все: территориальная близость к двум столицам (Москве и Санкт-Петербургу), наличие Валдайского национального парка, сотен живописных озер, минерального курорта Старая Русса, нескольких заповедников и заказников, не говоря уже, что сам по себе Великий Новгород – один из самых старых и красивых российских городов. И если администрации областного центра удается самостоятельно содействовать развитию туристической инфраструктуры и вести довольно активную политику по привлечению туристов, то ситуация в остальных районах области выглядит куда более удручающе. Достаточно сказать, что из крупных гостиничных операторов в Новгородской области представлены только два – Novtourinvest Hotel Group и AMAKS Grand Hotels, да и те в основном в Великом Новгороде и Старой Руссе.
   А вот Валдайский район, по данным Центра стратегических разработок «Северо-Запад», посещает лишь около 60 тыс. человек в год. Что неудивительно: в этой зоне всего 19 турбаз и домов отдыха, способных принять за сезон около 5 тыс. человек. В прошлом году администрация Новгородской области выдвинула проект «Валдай» на организованный Минэкономразвития РФ конкурс по получению статуса туристско-рекреационной особой экономической зоны (ТР ОЭЗ). Но необходимых для софинансирования 2,5 млрд рублей Новгородская область не смогла изыскать в своем дефицитном бюджете и проиграла конкурс.
   Из семи проектов, представленных регионами Северо-Запада, статуса ТР ОЭЗ удостоился лишь один – калининградский. Для развития пляжного туризма на Куршской косе (на берегу Балтийского моря), имеющей статус национального парка, будет создана туристско-рекреационная зона с песчаными пляжами протяженностью почти 150 км, курортами с целебными водами и грязями. Весь проект оценивается в 7,6 млрд рублей, из которых федеральный бюджет выделит только 1,5 млрд. Предполагается, что водный отдых и велотуризм будут привлекать в Калининградскую область до 1 млн отдыхающих ежегодно, причем не только россиян, но и иностранцев, для которых бывший Кенигсберг – родина Иммануила Канта и предков значительного числа жителей Германии – обладает особой привлекательностью. Однако сейчас в области всего 250 отелей, санаториев и турбаз, способных вместить лишь 16,5 тыс. человек в год.
   Еще один перспективный регион для развития въездного туризма – Карелия. Круизы в Кижи и на Валаам стали туристической визитной карточкой республики, но ее турпотенциал этими островами отнюдь не ограничивается. В северной части Карелии туристов привлекают петроглифы (наскальные изображения, выбитые свыше 5 тыс. лет назад), рыбалка, охота, сплав по рекам, нетронутая природа (к примеру, в самом северном – Лоухском – районе Карелии плотность населения не превышает 0,8 человека на 1 кв. км). О таких жемчужинах Карелии, как Ладожское и Онежское озера, даже говорить не приходится.
   Туристическая инфраструктура на севере Карелии отсутствует почти полностью, впрочем, ее явно не хватает и вблизи Петрозаводска. Курорт Марциальные Воды, одно из самых красивых в Европе озер Кончозеро, заповедник Кивач и одноименный равнинный водопад, самый большой в Европе, присутствуют в предложениях турфирм в лучшем случае как объекты для посещения по пути, но не как отдельные достопримечательности. Всего Карелия располагает 69 отелями и турбазами на 4,6 тыс. мест в год, что, конечно, не отражает ни численности нынешнего потока туристов, ни его потенциала.
   Еще один регион, который Карелия считает своим, но который формально относится к Архангельской области, – это Соловки. Мало того что добраться своим ходом на печально известные Соловецкие острова трудно, но и остановиться там почти негде. Аналогичная ситуация имеет место в так называемом событийном туризме. К примеру, в Старой Ладоге (Ленинградская область) ежегодно проводятся рыцарские бои, в Карелии – фольклорный праздник «Иванова ночь» и трофи-рейд «Карелия Трофи», в Великом Устюге (Вологодская область) – проводы Деда Мороза. Порой складывается впечатление, что эти мероприятия проводятся только для тележурналистов, поскольку обычному туристу не то что устроиться в местную гостиницу - палатку поставить негде.
   Частные инвестиции довольно охотно идут в туризм: обычные граждане приспосабливают свои дома под гостевые, охотничьи домики, предприниматели строят мини-деревни для сельского туризма. Однако туристско-рекреационный потенциал Северо-Запада не реализуется в полной мере из-за отсутствия должной инфраструктуры – недостаточного уровня развития дорожных сетей, гостиниц, плачевного состояния памятников истории и архитектуры. Вложения в туристическую инфраструктуру должны быть многолетними и системными, но регионы пока не могут себе этого позволить.